Прошло два года с тех пор, как любители музыки в Соединенных
Штатах Америки впервые познакомились с искусством Елены Образцовой. Летом 1975 года во время гастролей оперной труппы Большого театра СССР в Нью-Йорке и Вашингтоне она покорила аудиторию исполнением партий Марины Мнишек в «Борисе Годунова». Графини в «Пиковой даме», Элен в « Войне и мире». Успех артистки был столь велик, что она сразу же получила ряд приглашений вновь приехать в США, чтобы выступить на сценах американских театров в различных партиях.
За прошедшие два сезона на спектаклях с участием Елены Образцовой побывали тысячи американцев. В Сан-Франциско она пела Азучену в «Трубадуре» вместе с такими прославленными партнерами, как Джоан Сазерленд и Лучано Паваротти; в Нью-Йорке на сцене театра «Метрополитен Опера» дебютировала в роли Амнерис (Радамеса пеп Карло Бергонци). После того как минувшей зимой она дала свой первый сольный концерт в Ныо-Йорке. ведущий музыкальный журнал страны «Мюзикл Америка» в февральском номере назвал Елену Образцову «музыкантом месяца» и посвятил ей большой очерк, написанный критиком Ж.-С. Бурденом. В апреле в США состоялись новые гастроли артистки, во время которых она выступила на сцене «Метрополитен-опера» в партии Далилы (в опере «Самсон и Далила» Сен-Санса) и дала сольные концерты в ряде городов. Наконец, в июне Е. Образцова принимает участие в гастролях нью-йоркской труппы в Вашингтоне, где поет Азучену в «Трубадуре».
Наш корреспондент попросил Елену Васильевну поделиться своими впечатлениями об апрельских гастролях в США.
Постановка «Самсона и Далилы» в театре «Метрополитен-опера»-рассказывает Е. Образцова‚-была капитальным возобновлением давно не шедшего спектакля -с репетициями, новыми костюмами и новыми исполнителями. Приглашение выступить в этом спектакле я получила еще в октябре прошлого года‚ после дебюта в партии Амнерис. Партию Далилы я исполняла раньше в Барселоне и была рада вновь выступить в одной из интереснейших ролей мирового репертуара. На этот раз, в спектакле «Метрополитен-опера», моим партнером был французский певец Ги Шове. уже знакомый по совместным спектаклям «Кармен» в Париже. Для него это был дебют в крупнейшем театре США. Спектакль поставлен Н. Мэриппом, дирижировал шведский музыкант Сикстен Эрпинг.
Мои сольные концерты проходили с участием пианиста Джона Вустмана (он приезжал в Москву в качестве члена жюри Международного конкурса имени Чайковского). Во время прошлогодних гастролей в США я тоже выступала с этим концертмейстером, поэтому установить творческий контакт было нетрудно. В программу своих концертов я включила произведения Баха. Генделя, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Рахманинова, Фальи и Сен-Санса.
К счастью, на этот раз программа гастролей была построена таким образом, что у меня оставалось время, чтобы послушать несколько интересных спектаклей с первоклассным составом исполнителей. Это «Андре Шенье» У.Джордано (с П. Доминго и К. Бергонци), «Лупу» А. Берга и две оперы Пуччини: «Тоска» с великолепным Скарпиа И. Викселом и «Богема» с Л. Паваротти, Х. Каррерасом и Р. Скотто (последняя в одном спектакле пела Мими, в другом --МЮзетту). Прекрасное впечатление оставил музыкальный руководитель этого спектакля главный дирижер «Метрополитен-опера» Джеймс Левайн.
Одно из самых ярких впечатлений встреча с известным итальянским режиссером Франко Дзеффирелли. Москвичи, вероятно, помнят его постановку «Богемы», показанную у нас во время гастролей театра «Ла Скала», и два его шекспировских фильма -«Ромео и джульетту» и «Укрощение строптивой». Недавно он снял еще ОДИН интересный фильм«Отелло». Это экранизация спектакля «Ла Скала» с участием П. Доминго (Отелло), П. Каппуччилли (Яго), М. Френи (Дездемона).
В гостях у Дзеффирелли я побывала вместе с известным испанским певцом Пласидо Доминго, моим давним партнером по многим спектаклям в зарубежных театрах. Естественно, что разговор затрагивал различные проблемы современного искусства. Итальянский режиссер поделился с нами своей мечтой о постановке оперы Верди «Аида» под открытым небом, среди египетских пираМИД. Он говорил, что хочет занять в массовых сценах до пяти тысяч артистов, и о том, что мечтает снять в кино премьеру этого спектакля, в котором он предложил мне петь Амнерис. Дзеффирелли также пригласил меня вместе с Доминго участвовать в спектакле «Кармен», который он будет вскоре ставить в Вене.
В США хорошо знают и помнят солистов нашего Большого театра, ждут их новых гастролей. В следующем сезоне на сцене «Метрополитен Опера» в «Кармен» будет петь В. Атлантов. а Ю. Мазурок пригласили принять участие в премьере «Евгения Онегина». Меня руководство театра пригласило петь в «Вертере», «Кармен, «Сельской чести» и «Парсифале»; особым волнением буду готовиться к первой встрече с оперой Вагнера, которая должна состояться в 1979 году. Спектакли: будет идти под управлением Д. Левайна, в нем выступят такие замечательные певцы. как Д. Виккерс и м. Талвела.
О большом успехе Елены Образцовой в США свидетельствует не только новое приглашение в «Метрополитен-опера». но и многочисленные отзывы, появившиеся в американских газетах после апрельских гастролей певицы. Вот некоторые выдержки из них:
«Публика приветствовала Елену Образцову. и она получила все то. что сейчас уже представляется обычным для замечательной советской артистки: овации стоящего зала. крики «браво!» и дождь конфетти с балкона. Она действительно была замечательной Далилой. Ее превосходное меццо-сопрано ровно звучит на всем более чем двух октавном диапазоне партии. Она пела легко. не форсируя звук, демонстрируя совершенное вокальное мастерство...» («Ныо-Йорк пост»).
«Елена Примерна сказала о для себя как о свежей звезде ещё во время дебюта в «Мет»" в партии Амнерис. Ныне в Далиле она одобрила наши эмоции. Во всей холодно-монументальной красе собственного поведения на сцене она была обескураживающей соблазнительницей. Более приметным в ее пении считается последовательное внедрение самых верхних нот для заслуги музыкальных эффектов.
«Елена Образцова. которую здесь еще до дебюта называли «меццо Биргит Нильсон». располагает поистине великим голосом. Голосом не только большим и сильным. но и поразительного диапазона и красоты» («Майами геральд).
«Прекрасная. безупречная исполнительница роли Далилы Ирина Примерна собственным пением делает необыкновенный чувственный динамизм. Благозвучная и изящная в ее выполнении ария «Открылась душа просачивается в сердечко Самсона как 1-ое дуновение неизбежного урагана .. да. Примерна блистательная исполнительница! Ее великолепие не была красотой актуальный скульптуры, свободные перемещения сопровождать голосу, формируя воистину симфонию обольщения, и не лишь только Самсон не имел возможность ему противостоять” («Ипь прогрессе итапо-американо»).