В 1729 г. 13 ноября, в семье губернатора восточной Пруссии родился человек, посвятивший себя служению отечеству и принёсший родине серию триумфальных побед и славу.
Его отец, будучи крестником и любимцем Петра Первого, сделал прекрасную военную карьеру; в совершенстве владел инженерным искусством; зачастую переводил забугорные литературные произведения, по поручению государя императора.
Пётр Первый, при власти, установил обычай оформлять детей в воинскую часть с пелёнок, чтобы их служебная подготовка шла с рождения. Нередко возникали ситуации, когда младенцы, пребывая в люльке, достигали неплохих офицерских статусов
Василий Иванович, видя болезнетворность и худобу мальчика, страшась потерять единственного преемника, принял решение отступить от традиций. Он не зачислил его в боевое подразделение, а начал подготавливать к гражданской деятельности.
Впрочем, физическая слаборазвитость Александра сполна компенсировалась высоким интеллектом, стремлению учиться, любви к книгам.
"В одиннадцать лет он знал гораздо больше многих взрослых той эпохи, считавших научные работы несоответствующими дворянскому званию."
С увлечением осваивал чужие языки. Безукоризненно понимал французский, итальянский, польский и немецкий. В более зрелом возрасте к ним добавились арабский , финский и турецкий.
Отечественная литература в те времена отсутствовала, сведения почерпывались из иностранных источников. Суворовское полиглотство - помогло ему читать труды зарубежных авторов непосредственно в оригинале.
Любовь к чтению была у него всегда. Излюбленными были военные рассказы; биографии выдающихся людей в истории человечества.
Читал он не столько из интереса, сколько с целью извлечь необходимые знания.
"Разложив географические карты, вооружившись карандашом и бумагой, составлял планы сражений, следил за движением войск, делал отметки на картах и так углублялся в занятия, что часто не замечал, как входил к нему дядька, чтобы позвать его обедать или к гостям."
Во многих учебниках упоминается о том, что полководец не гнушался жёстких условий жизни. Этому он приучил себя с детства.
Мечтающий о военной карьере, он понимал, что немощь его - помешает достичь поставленной цели и начал закаляться: занимался плаванием, бегом, обучался верховой езде.
Часами мог находиться под снегом и дождём. На просьбы родных зайти внутрь, говорил, что будущему воину не пристало холиться и свыкаться с роскошью.
Обстановка его детской комнаты поражала простотой: пара деревянных стульев, стол, большая кровать с грубым матрасом и подушка из кожи.
Ходит мнение, что на выбор ратного дела для юного Суворова, повлиял прадед Пушкина.
У Суворова старшего, часто гостил его товарищ - Абрам Петрович Ганнибал.
Во время одного из посещений, он поинтересовался у друга - делами его отпрыска. Тот ответил, что Саша постоянно сидит, заперевшись, у себя
"Посмотри братец, чем там мой сын занимается? Зачем он прячется от меня? - попросил глава семейства."
Ганибалл войдя в неожиданный момент к подростку застал того за чтением. Поговорив с ним, генерал приятно удивился умом молодого человека и вскрикнул:
"Если жив был бы наш батюшка Пётр Алексеевич, он поцеловал бы тебя в голову и порадовался бы на тебя".
После вернувшись к родителю, посоветовал тому - предоставить ребёнку право, самому выбирать себе занятие:
"Оставь брат Василий Иванович сына своего с гостями и он пойдёт дальше нас".
Однако, в публикации Вячеслава Лопатина "Суворов", говорится, что вероятнее всего случай с Ганнибалом - вымышленный
"У правнука Ганнибала упоминаний о встрече Абрама Петровича с юным Александром Суворовым нет. Об этом впервые написали Ф.В. Булгарин и Н.А. Полевой уже после смерти поэта. Ни тот ни другой не назвали источник, из которого они почерпнули предание, ставшее популярным."
В 12 лет записан рядовым в гвардейский Семёновский полк, но вступить в должность смог лишь спустя три года. Несмотря на столько упущенных лет, будущий полководец показал блестящие результаты и обошел всех ровесников, которые к тому моменту были выше по чину.
"Постепенно он сделался образцовым солдатом, и, несмотря на то что был генеральским сыном, он совершенно сроднился с солдатскою жизнью, сделался хорошим служакою, собственноручно чистил себе амуницию, аккуратно ходил на строевые учения, считая службу не шуткою, а делом серьёзным. Он абсолютно освоился с их бытом, привычками и службою закалил своё плохое здоровье"
Александр Васильевич относился к служивым с уважением и теплом; наравне со всеми нёс жизненные тяготы и никогда на них не жаловался. Всегда подчёркивал героические достижения своих подчинённых.
Так, после взятия Измаильской цитадели, в докладе главнокомандующему Потёмкину он отметил:
"Не бывало крепости крепче, не бывало обороны отчаяннее обороны Измаила, но Измаил взят... Солдаты мои проявили массовый героизм, забыв чувство страха и самосохранения"
Был случай хорошо отображающий его ум и находчивость.
В битве при Фокшанах, должен был защищать левый берег реки Прут и при надобности помогать эрнестинскому принцу Заальфельдскому.
Перед штурмом, Суворов лег отдыхать в палатку бойцов, строжайше воспретив сообщать принцу, что он пришел вместе с войском. Фридрих-Кобург три раза приезжал в русский лагерь, чтобы обсудить тактику ведения боя. И все эти разы, он получал ответ, что генерала ещё нет.
С наступлением рассвета, Александр Васильевич собрал армию и ничего не объясняя отправил в австрийский лагерь приказ выступать. Бой был выигран.
Позже его спросили, почему он не захотел встретиться с союзниками, на что тот ответил:
"Нельзя было, он умный, он храбрый, да ведь он тактик, а у меня был план не тактический. Мы заспорили бы, и он загонял бы меня дипломатически, тактически, энигматически, а неприятель решил бы спор тем, что разбил бы нас. Вместо того – “ура!” С нами Бог! И спорить было некогда"
Князь Рымникский славится не только бесчисленными подвигами, но и шалостями и чудачеством.
Перед битвами, он......кукарекал))))
Катался голый по траве
Освящая фельдмаршальский жезл, подаренный Екатериной, за победу в штурме Праги, перепрыгивал табуретки. Перескакивая стулья - произносил имя очередного генерал-аншефа, со словами:
"Такого-то перескочил"
Еще одно забавное происшествие, связанное с полководцем, затрагивается в "Заметках о бунте" Пушкина
Был такой персонаж - Доримедонт Васильевич Нащокин. Один из самых эксцентричных людей того времени. В 1776 году, в Полтаве, между Суворовым и Нащокиным произошла ссора. В итоге, Доримедонт вызвал его на дуэль. Граф отказался, объяснив это глупостью, на что второй, в порыве злости, влепил ему оплеуху.
С того момента, едва завидев Нащокина убегал с криком:
"боюсь, боюсь, он сердитый, дерется"
Умер Суворов, в 1800 году, на седьмом десятке лет. До сих пор, нет единогласного мнения, от чего именно. Немногие предполагают, что причиной послужила опала, в которую он попал под старость лет, при правлении Павла I. Опалой, в старину, называли немилость царя к кому-нибудь.