Гендер для человека – одна из важнейших систем координат в социуме. Всю историю человечества одежда заявляет гендерные маркеры для «облегчения» корректного восприятии личности. Как только люди перестанут нуждаться в идентификации по полу, одежда также потеряет гендерные признаки. Нормы общества первичны, общество определяет систему символов и правил по отношению к полу, а одежда только обслуживает эти смыслы. Все правила существующей ныне системы культурно обусловлены: природой (репродуктивными функциями) и этическими нормами, которые установили религия и государство. Как бы странно это ни звучало, религия участвует в моде очень активно, это важнейший институт, который имеет особый авторитет в формировании моральных ценностей. Как следствие – норм и приличий в восприятии прикрытого/обнаженного тела.
Если внимательнее посмотреть на историю костюма, то можно отметить целые эпохи, когда мужчины крайне трепетно относились к своему внешнему виду и украшали себя в большей степени, чем женщины. Самые пышные жабо из дорогих кружев, расшитые рукава, бархатные бриджи и тонкие колготки были прерогативой мужчин. Одежда для мальчиков не отличалась от одежды для девочек, мальчики из аристократических семей до 7-8 лет ходили в платьях, и их «переодевание в брюки» означало переход из-под опеки матери под опеку отца. У мужского костюма в истории моды были все атрибуты, которые сегодня считаются признаком противоположного пола в одежде.
Унификация мужского гардероба во многом связана с появлением среднего сословия. Вместе с понятием профессии появилось понятие униформы, некой универсальной «вне персональной» одежды для обозначения профессионального статуса и функции мужчины. Одежда с декоративными излишествами и неутилитарными функциями осталась только у аристократии как отражение отсутствия необходимости участвовать в коллективном труде.
Практически единственным предметом, который на сегодня остался прерогативой женского гардероба, является юбка. Практически все остальные предметы одежды активно использовали и используют оба пола. Хотя в Римской империи тоги и туники (фактически платья) носили представители обоих полов.
Современная мода пытается вернуть мужчин к той свободе образа, которая была у них раньше: право на «украшение себя», на яркие цвета, богатые детали и фактуры. Безусловно, прямого цитирования исторического костюма уже не произойдет – наша эпоха совершенно иная и современным мужчинам нужна функциональная одежда. Поворот в сторону декоративности в мужской моде также обусловлен технологическим прогрессом, который упростил и условия труда, и условия повседневного быта. Повседневная жизнь больше не требует от мужчины быть физически активным: охотником, воином, кормильцем, строителем очага. Список возможных социальных ролей, приемлемых для мужчины, значительно расширился – размытость гендерных границ в одежде стимулируют сами женщины, которые стали активными в социальной жизни и освоили не только мужские функции, но и мужской гардероб. Безусловно, феминизм, то есть получение женщинами прав на «мужские роли» в обществе (строить дом и добывать пищу), неизбежно порождает обратный эффект - получение мужчинами прав на исторически «женские роли»: хранить очаг и растить детей. Гендерные роли в обществе - это два сообщающихся сосуда, два пола зависят друг от друга, они связаны в единое целое и стандарты приходят в баланс.
Еще один фактор гендерных перемен – изменения смысла самой моды. Сегодня суть моды определяют не универсальные очевидные тренды, а индивидуализация. Нет единой моды, которая диктует единые правила для всех. Каждый человек может создавать новый образ каждый день. И основа повседневной одежды – это «модная» функциональность, в которой украшение и декоративность костюма не должны противоречить концепции удобства и здоровья. Акцент на гендерные различия сохранился преимущественно в наиболее формальных ситуациях, соблюдающих традиционные ритуалы, и в вечерней одежде.
Почему модный дизайн, мода всегда вызывают повышенный интерес у публики? Потому что у дизайнеров моды, как у художников, есть некий талант предвидения. Их творчество в какой-то степени можно назвать индикатором «духа времени».
Автор: Анна Лебсак-Клейманс, Fashion Consulting Group