Найти тему
Escapist

О технарях и гуманитариях

Извечная проблема разных типов мышления и их конфликта представляется мне несколько несостоятельной сразу с двух позиций. Прежде всего, конечно, с прагматической точки зрения "технарство" ничего не выигрывает у приверженцев гуманитарных наук - хотя бы по той причине, что конкуренция в обоих кластерах довольно серьезная, а хороший технический бэкграунд, как и возможный творческий потенциал, раскрывается не сразу. То есть уверенность технаря в том, что ему придется в жизни легче, чем гуманитарию, ничем не обоснована - перед Молохом равны все. И естественно, талант помогает в той или иной мере любому складу мышления, однако на одном таланте далеко не уедешь.

Но это все общие вещи, а потому противостояние технарей и гуманитариев хотелось бы рассмотреть на уровне наук современности - точнее, на уровне источников, откуда эти науки проистекают. В общем, нет никакого секрета в том, что современная наука в равной степени была фундирована средневековой философией и теологией (понятия очень и очень взаимосвязанные в контексте Средних веков). Научный метод пришел из выкладок Декарта, многие научные концепты оказались придуманы философами, и даже теория атома являлась лишь подтверждением мнения Аристотеля о мельчайших частицах. Разумеется, это не означает, что теперь нужно обосновывать нейробиологию и высшую математику философскими методами - теперь это уже неактуально. Просто философия, равно как и теология, является одним из тех столпов, на котором укоренилось современное общество. И наступление на философию, как на гуманитарное знание, бессмысленно - когда-то и математика, и геометрия развивались и поддерживались усилиями философов.

Более того, философия связывает между собой очень и очень многие дисциплины, потому что почти всякая дисциплина прямо или косвенно говорит о человеке и бытии. В когнитивных науках проблемы этики поневоле выходят на первое место - и вопросы искусственного интеллекта уже не обходятся без философского подтекста. Лингвистика, углубляясь в строение языка и его структуру, вплотную приходит к аналитической традиции философии, которая рассматривала язык с точки зрения формальной логики. Собственно, на контрасте живого языка со своей историей развития и логического ядра всякого слова, которое должно что-либо выражать снова вырисовывается то противостояние технического и гуманитарного, которое, казалось бы, сложно приписать языку (давно захваченному областью "гуманитарного" знания). Архитектура, инженерия, любые технические специальности, требующие прагматического подхода, носят в себе конфликт между эстетикой и праксисом, между вычурностью и скромностью, между творческим подходом и экономией ресурсов самовыражения. Всякая область, в которой автор может самовыразиться, остается областью конфликта этих противоположных идеологий - идеологии мечтателя и идеологии материалиста.

Единственной авторитарной областью мысли остается язык математики, кластер формул и чисел - этот язык невозможно подчинить себе, на нем невозможно говорить - на нем нечего сказать. Все его внутренние свершения остаются максимально интроспективными, и, может быть, радость этих открытий вкупе с невозможностью их подать остается главной вещью, заставляющей технарей поднимать гуманитариев на копья. Всякая область серьезной науки в определенный момент начинает отталкиваться от самое себя, делая возможным лишь понимание между причастившимися. С другой стороны, подобное присуще и философии, и литературоведению, и любой конструкции, способной на некоторое постмодернистское разрастание. Но сам сложный конфликт между кажущимся ratio и кажущейся творческой potentia - лежит внутри человека, а не области знания, и невозможен он лишь там, где формализован сам язык, где правила игры не позволяют и не допускают конфликта. В остальном - свобода все еще есть, и поэтому конфликт типов мышления является сугубо внутренним и несостоятельным с социальной точки зрения.