Найти тему
Pro Молодежь

Смерть субкультур. Готам бы понравилось.

Оглавление

Начиная с середины ХХ века и до последнего времени понятие "молодежь", среди прочего, практически всегда ассоциировалось с юношами и девушками, которые как-то странно одевались, говорили на своем "птичьем" языке и слушали особенную музыку. Каждая страна и каждое поколение помнит свою субкультуру. Это и стиляги, и моды, и хиппи, и панки, и эмо, и другие. Но в последнее время (и это последнее время продолжается примерно лет десять), выходя на улицу практически не осталось шансов встретить нормального панка или, прости Господи, приличного сатаниста.

Готы
Готы

Интернет, который изменил всё.

Весомой причиной размывания субкультур стало развитие интернета и социальных сетей. Мировой спрос на субкультуры падал с той же скоростью, с какой росло количество аккаунтов на Фейсбуке. И происходило это практически одновременно. Скорее всего это не просто совпадение.

Селфи. Еще без смартфона.
Селфи. Еще без смартфона.

С развитием социальных сетей для молодого человека отпала необходимость прибиваться к какой-либо субкультуре и в этом искать тотальную самоидентификацию. Стоит только достать из кармана смртфон и в него через ленту соцсети, которая сформирована с учетом предпочтений пользователя, словно в окно, нескончаемым потоком начнут стучаться единомышленники. При этом, во время перманентной изменчивости современного мира возможность немного скорректировать свои ценности становится определяющей. Если 16-летнему подростку вдруг понравится музыка отличная от той, что он слушал раньше, то ему не придется рвать "живые" социальные связи и менять привычный образ жизни. Ему достаточно будет отписаться от пары пабликов и подписаться на новые. Но, пожалуй, это не главное...

Человек - существо политическое

Кадр из фильма «Квадрофения», 1979 г.
Кадр из фильма «Квадрофения», 1979 г.

Вероятно, появление хиппи, байкеров и готов было побочным эффектом перехода человечества от дифференцированного классового общества к обществу не коммунистическому, но, очевидно, более интегрированному. Можно сказать, что это были не субкультуры, а скорее контркультуры, посредством которых молодые люди протестовали против предопределенности жизненного пути. Отсюда и эпотажный внешний вид, и многообразие мировоззрений, и провокативный образ жизни. Строго говоря эстетический протест имел политическую подоплеку. Другими словами молодежь всего мира дошла до "самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью". А интернет, как явление, служил и служит катализатором этих процессов.

"Суб", но не "контр"

Сегодня говорить о «смерти субкультур» не стоит. Молодежи (как и другим социодемографическим группам) все также свойственно объединяясь в неформальные сообщества и привносить в него атрибуты субкультуры: музыку, эстетику, язык. Но совершенно точно можно сказать, что для нового поколения эти игры не являются способом политического протеста. Сегодня это скорее частичная и временная самоидентификация на основе принадлежности к некоей группе со схожими вкусовыми предпочтениями и не более того. Мы-то точно знаем, что БПАНщики, геймеры, и турникмены не устроят между собой побоищ, подобных бойне в Брайтоне, которую устроили моды и рокеры в 60-х. Молодежь повзрослела. Стала более открытой, более разнообразной, более переменчивой, более образованной. И это свидетельствует о том, что человечество перешло на новый уровень своего развития.