Андрей Гореликов — о главном фрик-шоу на отечественном ТВ
Аннотация на официальном сайте: "Дом-2" — это главная школа отношений на российском ТВ! В новых выпусках ребята строят любовь и создают семьи, дружат и поддаются соблазнам, ошибаются и пытаются исправить содеянное. Они живут реальной жизнью и предлагают вам понаблюдать за ней".
Этим летом умерли две девушки — бывшие участницы самого длительного реалити-шоу "Дом-2". Шоу, которое позиционировалось как ноу-хау и уникальный товар русского медиа-бизнеса. Причины гибели девушек — от передозировки до суицида, а реакция в соцсетях, как правило, выражается в формуле “вот так вам и надо”.
ТРУДНО НЕ СТАТЬ МИСТИКОМ, КОГДА ВСПОМИНАЕШЬ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И КАРЫ НЕБЕСНЫЕ, ПОСТИГШИЕ ЗВЕЗД "ДОМА-2": НАСИЛЬСТВЕННАЯ СМЕРТЬ, ТЮРЬМА, ПСИХБОЛЬНИЦА, СКАНДАЛЫ И ПРОКЛЯТИЯ.
Трудно не почувствовать себя моралистом, пытаясь пересказать выборочный эпизод шоу. То, что передача глупа, всегда было общим местом, но кроме глупости все более странно выглядят постоянные драки и крик, от чего многие худо-бедно стали отвыкать в обычной жизни.
Интересно, что транслируемые этим шоу идеология и модели поведения умудряются оставаться вне дискуссий о феминизме — столь горячих в последние годы. Ведущие с Первого канала доводят девочку до слез — повод для скандала и дискуссии в крупных СМИ. Женщин бьют в эфире шоу для молодежи с многомиллионной аудиторией — никакой реакции. Инерция морального возмущения, равно как и инерция коллективного издевательства над "проститутками", исчерпались в этом случае.
Много лет "Дом-2" остается в слепой зоне массовой культуры. У него до сих пор миллионы поклонников, которые, видимо, существуют не в вашей реальности. Может, конечно, дело в том, что десять лет шоу показывают ближе к ночи (единственное, чего за все годы добились консервативная общественность и депутаты), а значит, за просмотром трудно кого-то застигнуть врасплох. Вроде порнографии.
Зрители обсуждают:
аrchvadzeantonova Давид дай по морде этой язве Лене и Карине,они не женщины,это две гниды
alika_2313 А он как будто мужик, подкаблучник
little_girl_771 @archvadzeantonova ну Карина же норм
minikotik144 Таких надо выгонять
nur793867 Лена канкурент с Марго. Марго не с кем не канкурент.
Те же люди, чьи юные прекрасные годы пришлись на пору зарождения и расцвета передачи, редко могли игнорировать ее вовсе — когда несколько выпусков вразнобой шли в телевизорах ежедневно. До нас так или иначе долетали эманации медиаугара, которым жили вышедшие на экран из-грязи-в-князи ребята, получившие право говорить что угодно на всю страну. О том, как и на кого это повлияло, можно рассуждать долго и скучно — кажется, даже слово "отношения", отвратительная калька с английского, явилось оттуда.
Дерутся и орут "на проекте" (как там принято выражаться) не только из-за личных обид. Конфликт подстегивается тем, что одни участники уличают других в неискреннем "строительстве любви". Вивисекция этих самых "отношений" в коллективе, проверка подлинности проявлений романтической любви, составляют основное формальное содержание разговоров в “Доме” — отстраненные от зрителя приметы естественной и возвышенной жизни в анатомическом театре за мутным стеклом.
ПОМИМО "ПРОЕКТА" ЕСТЬ ЕЩЕ МНОГО СЛОВ ЭЗОТЕРИЧЕСКОГО ЯЗЫКА "ДОМА-2". СРЕДИ НИХ МАГИЧЕСКИЕ ЭВФЕМИЗМЫ: ТАК, АЛКОГОЛЬ НАЗЫВАЮТ "ВИНОГРАДНЫМ СОКОМ", А СЕКС — "ВОЛШЕБСТВОМ".
В отличие от запрета на мат и драки, эти табу не нарушают почти никогда, что говорит нам о серьезности стоящих за терминами вещей. Еще одной приметой ритуала можно счесть шизоидную склонность героев к повторению речевых конструкций. "Пошел вон", "и что дальше", "ты перепутал" участники диалога могут говорить десятки раз подряд, в унисон, не слыша друг друга. Порой защитные или оборонительные мантры сменяются эхолалией, животным визгом или хрипом.
Из заключения экспертизы "Всероссийского родительского собрания": "...один из участников швыряет тяжелый предмет в лицо девушки, затем бросает ее на диван и заламывает руки (№83); Руслан плеткой хлещет Яну (№122); Оля бьет по голове Алекса, царапает лицо, бьет ногами (№149); жестокие розыгрыши новых участников, при этом преуспевают в провоцировании их ведущие, особенно Ксения Собчак (№ 227; 29; 92; 69)".
О "ритуале" сказано не зря. Те немногие, кто пытался анализировать место реалити-шоу в культуре, отмечали в нем некое кощунственное сходство с сакральным действием. Этим в свое время объяснялся пафос документального фильма "Девственность" Виталия Манского, где одна из историй была посвящена девушке Кристине. Восемнадцатилетняя провинциалка пришла на "Дом-2", предложив одному из участников свою девственность — совершая ритуальную жертву. Цекало за кадром читал текст Дмитрия Быкова о торговле мечтами, Елка пела про город обмана. В конце рассказ о реалити-шоу монтировался с реальным борделем, чтобы уж все все поняли. Но, как оказалось, понимание двусмысленности происходящего на передаче, а равно и указания на постоянную режиссуру "реальности" шоу, не произвели особого эффекта.
Тогда, в 2008-м, “Дом” еще был у всех на устах, и почти все стремились засвидетельствовать свое возмущение. Депутаты, самодеятельные "советы по нравственности", только поднимавшие голову, писали петиции и подавали в суд.
ИНДУЦИРОВАННЫЙ ПСИХОЗ ДОШЕЛ ДО ТОГО, ЧТО НЕКИЙ ГРАЖДАНИН НЕСКОЛЬКО РАЗ УСТРОИЛ ВЗРЫВЫ НА МЕСТЕ СЪЕМОК, ИЗ-ЗА ЧЕГО ПОСТРАДАЛИ ОХРАННИКИ. НО С ГОДАМИ ЭНТУЗИАЗМ БОРЦОВ С РАЗВРАТОМ СОШЕЛ НА НЕТ.
Шоу "взрослело", обретая внешние признаки благопристойности, — меньше драк в кадре, никакого курения, элементы пацанской сентиментальной морали, где в центре Мама и рожающая детей Женщина. Все, что могло, по заключению разных экспертов, развращать молодежь, ушло в ночной эфир.
"Дом-2" — из тех явлений, которые могут быть вечно, пока не кончатся. Совершенно очевидно, что, если (когда) шоу снимут с эфира, мир — и даже "простой народ" — забудет о нем мгновенно, как не было. Шоу существует как вещь в себе. Его вдохновители и авторы идеи давно в тени.
Один из самых интересных людей, из тех что приложили руку к шоу, — трикстер и идеолог Дмитрий Троицкий. По первому образованию антрополог, затем — режиссер, ученик Бориса Юхананова. В 1990-е увлекся видеоартом. Среди его работ, кстати, совместный с Андреем Сильвестровым (режиссером "Проруби" и продюсером "За Маркса") перформанс — "Каждый есть Бойс в масштабе собственной жизни". Йозеф Бойс, напомним, пионер концептуализма, устраивал "реалити-шоу", запершись в комнате с мертвым зайцем или живым койотом.
ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ИДЕЯ БОЙСА О ТОМ, ЧТО КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СТАТЬ СУБЪЕКТОМ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА, ТО ЕСТЬ РЕЖИССЕРОМ, АКТЕРОМ И ХУДОЖНИКОМ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ИТЕРАЦИЙ ОБЕРНУЛАСЬ ФЕНОМЕНОМ РОССИЙСКОГО "РЕАЛИТИ".
Судьба проекта Троицкого символична: от копирования западного интеллектуального искусства до гламурного шоу сытых нулевых. Характерно, что в 2014-м, когда маятник разбежался в обратную сторону, ветеран русского телевидения завязал с работой в медиа и осел в Майами.
Павел Астахов: "...по закону за происходящее в прямом эфире несет ответственность тот, кто в прямом эфире участвует. Если к Ксении Собчак в реалити-шоу приходит человек и снимает штаны — это его проблема, а не проблема ведущей".
Бойс и его соратники предлагали вовлечение в процесс, Троицкий и "Дом-2" остановились на более архаичной модели. В этом шоу нельзя участвовать, его можно, даже находясь в "Доме", лишь потреблять. Семь тысяч каменных плит Бойса в Касселе проросли за пятилетку семью тысячами дубов. Сколько домов должны были построить участники реалити-шоу за четырнадцать лет? Некоторые из них — то есть, домов, — вероятно, существуют в каком-то подмосковном лесу. Вид с обратной стороны знаменитых ворот из фильма Манского: серый забор и поле с бараками. Довольно сложно, впрочем, гарантировать, что именно в этих домах разворачиваются сцены, которые мы видим на экране. Единственное реальное место, центр силы и точка сборки Дома — так называемое лобное место.
Вот какое оно, обставленное частоколом, с костром посередине. Здесь под добрым взглядом Оли, или Ксюши, или Оли, или Влада "домовцы" бросают друг другу фантастические обвинения, дерутся, рыдают навзрыд и кидают жребий. Бывает, признаются в любви и уходят "заселяться". Эрос соседствует с танатосом: неудачника изгоняют из коллектива, подвергнутый символической казни, он уходит "за периметр" через, так сказать, porta libitinensis, ворота смерти.
Не передать, как точно метасюжет "Дома-2" следует уже всем известной теории Рене Жирара об учредительной жертве. Подражание и двойничество, раскручивающаяся спираль насилия, пристальный поиск "не такого", травмированного, запятнавшего себя, наконец, игровое символическое убийство как способ сохранить общину — содрогнувшись в едином оргазме, жители "Дома-2" отступают на ночь, расслабленные. То есть, "Дом" жив, покуда кого-то выгоняют из дома. Такова, по Жирару, вся человеческая цивилизация, но если искусство, религия, спорт подают мотив жертвоприношения в более или менее замаскированном виде, реалити-шоу (не только наше любимое) его обнажают и возводят в культ. Это — наркотик, чистый кайф социальной обезьяны.
"ДОМ-2" СМОТРЯТ ЗА "ПРАВДУ ЖИЗНИ", ГИПНОТИЗИРУЮЩУЮ ДАЖЕ НЕГЛУПОГО ЧЕЛОВЕКА, КАК ПОРНОГРАФИЯ, А НЕ ЗА МЕЛОДРАМАТИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ, КОТОРОЕ НА САМОМ ДЕЛЕ ЛИШЬ ФОРМА. ЕСЛИ ПЕСНЯ ПРО ЛЮБОВЬ, ОНА, КАК ПРАВИЛО, НИ ПРО ЧТО. НО И ЗАБЫТЬ ЕЕ НЕВОЗМОЖНО. ДЖАГА-ДЖАГА, ЛАВ МИ ДУ.
Экс-участница Анастасия Балинская: "Тут должна была быть реклама “Дома-2”, а фиг Вам 🤣, никому навстречу оттуда идти больше не собираюсь. Выставили как собаку с температурой 38 под дождь, запретили всем с нами разговаривать и даже не дали возможности ни с кем попрощаться, да и спать отправили до самолета на стульях дома у админов. А вам интересно было бы узнать еще пикантные подробности о жизни “Дома-2”?
Бодрийяр где-то точно замечает, что реклама кресла не просто продает кресло определенной модели. Она рекламирует также общую для любого кресла ауру комфорта и буржуазного уюта, а равно жесткую, неломкую внутреннюю конструкцию прочного кресла, которая скрыта под мягкой как облако или сливки обивкой. Наивно потому считать, будто "Дом" продает, скажем, косметику, либо даже конкретную участницу или участника. Шоу продает особое качество жизни, не духа, но "физики". И жесткую драматургическую основу за фасадом жизни.
Чего уж, от "Дома" отдает какой-то дьявольщиной, доносится запах серы. Надо думать, это не романтический, а заурядный дьявол, о котором писал Набоков. Слепец сидит у себя в комнате и думает, что он один. А голый любовник жены водит у слепца под носом бутербродом с живыми червями. То, что отражается в камере обскура в мозгу слепца нереально, реальны черви. Все, что происходит в "Доме", браки и драки, строящиеся бараки, даже дети и рестораны Бузовой — фикция. Лишь смерть реальна, и ее пластиковые глаза.
Но, как выяснилось, невидимой броней "Дом-2" защищен от критики моралистов — а равно и от невнимания пофигистов-интеллектуалов. Воронка будет раскручиваться, и все больше смерти выплескиваться в окружающий мир. Пока, повторимся, рубильник не выключат. А потом новая, сверхсовременная и вечная, идея осенит чей-то деятельный ум, и в поствиртуальной реальности возникнет новая воронка.
НАША САЙТ