Цены на нефть стоят на уровне 70 долл., а по оценке Минфина дополнительные доходы от налогового маневра в нефтяной отрасли за 6 лет снизятся с запланированных 1,6 трлн руб. до 1 трлн руб. из-за поддержки нефтяников
Как сказал глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов, такой расчет справедлив при цене нефти в $40 за баррель. То есть государство недополучит или вернет нефтяным компаниям около 600 млрд руб. за 6 лет в рамках этого самого маневра.
В основном оценка доходов снизилась из-за появления транспортной составляющей, которая вырисовывается из возврата обратного акциза нефтеперабатывающим заводам, находящимся далеко от рынков сбыта топлива.
Напомним, что налоговый маневр в нефтянке подразумевает увеличение бюджетных доходов за счет поэтапного снижения экспортной пошлины на нефть и на нефтепродукты; снижение акцизов и повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Ранее «Финансовая газета» писала, что по словам вице-премьера Дмитрия Козака, дополнительные доходы бюджета в результате налогового маневра составят 1,3–1,6 трлн руб. Он также отметил, что правительство РФ одобрило законопроект о налоговом маневре в ТЭК, а Госдума 5 июля рассмотрела его в I чтении.
По словам Козака, фискальная нагрузка на нефтянку при налоговом маневре может изменяться при таком форс-мажоре, как рост мировых цен на нефть более 20% за квартал. Также он ранее заявлял, что пропорциональное повышение НДПИ в России планируется только до 2021 года.
По сути, маневр лишает нефтеперерабатывающие заводы субсидий из бюджета, которые начисляются из-за разницы экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Однако государство решило предоставить компенсацию – некоторые заводы получат право получить обратный акциз.
По этому поводу глава департамента Минфина Сазанов пояснил, что введение обратного акциза позволит снизить нагрузку на нефтеперерабатывающие производства и не отразится на поступлениях в бюджет, так как «зависит от цены нефти и при цене в 60 долл. этот демпфер практически не работает». При этом он отмечает, что этот акциз при росте цен на нефть позволит избежать сильного роста цен на бензин и обязательно отразится на розничных ценах.
Вместе с тем замминистра энергетики Павел Сорокин отметил, что в процессе реализации налоговый маневр будет донастраиваться. «Маневр растянут на 6 лет. Это значит, что в первый год негативный эффект на заводы будет минимальным. Поэтому надо два–три года подождать как минимум, чтобы увидеть реальный эффект на объемы переработки», – сказал он.
Все эти движения с налоговым маневром в первую очередь были направлены на снижение зависимости бюджета от мировых цен на нефть, защиты нефтяной отрасли от их падения и регулирования цен на топливо на внутреннем рынке. Так что же при этом происходит с ценами на бензин внутри страны? Ведь этот вопрос интересует каждого человека.
Правительство предполагало, что обусловленный только налоговым маневром рост цен на бензин в России будет до 3 руб. на литр в год. При равных показателях доходности поставок нефтепродуктов на экспорт и на внутренний рынок цена определяется ставкой экспортной пошлины – ниже пошлина, внутренняя цена выше. Оказалось, что «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
Напомним, что в конце прошлого года из-за повышения акцизов на бензин, продавцы стали запасаться топливом. Этот спрос еще больше разогнал цены с 39 руб. за литр 95-го бензина в августе до 42 руб. в декабре. В ситуацию вмешалась ФАС, и дальнейшего подорожания удалось избежать. Президент России заявил о вероятном снижении цен на бензин. Вроде все устаканилось. Затем наступил май, и нефтетрейдеры решили добрать «свое», взвинтив цены с 42 руб. до 45,5 за литр 95-го бензина. По заявлениям ФАС, нефтяные компании уменьшили объемы продаж моторного топлива внутри страны в пользу экспорта, пользуясь ростом мировых цен. В результате биржевая цена выросла до 20%, а затем взлетели и розничные цены на заправках.
Правительство приняло экстренные меры, снизив акцизы и рекомендовав нефтяным компаниям больше топлива поставлять на внутренний рынок. Однако, как сказал замминстра энергетики Павел Сорокин, на сегодняшний день Минэнерго и ФАС пока не договорились по вопросу изменения нормативов продажи топлива на внутреннем рынке.
По словам замминистра энергетики Сорокина, за последние полтора месяца, прошедшие с начала внедрения мер правительства, оптовая цена упала почти на 10 тыс. руб. за тонну.
Однако розничные цены вниз не стремятся. Выходит, что и акцизы снизили, и внешние цены благоприятные, и экспортные пошлины в рамках налогового маневра снижаются, и внутренние цены держатся на достигнутых уровнях. По всем направлениям одни плюсы. Что ж, будем ждать больших цифр в графе «Прибыль» финансовых отчетов нефтяных компаний.
Больше материалов читайте на сайте fingazeta.ru