Найти тему

НОЛЬ ПЯТЫЙ

Идея снять документальный фильм о воронежской пожарной охране витала в пресс-службе Главного управления уже давно. Богатейший материал – несколько терабайт оперативных съемок пожаров, происшествий и чрезвычайных ситуациях лежал мертвым грузом. Ситуация усугублялась тем, что герои этих съемок ходили под самым носом, даже не подозревая о своей героической биографии.

Единомышленники нашлись практически сразу – выпускающие редакторы воронежского телеканала «ТВ-Губерния» Ирина Короткова и Денис Вольф (Denis Wolf), которые работали не на одном десятке происшествий вместе с пожарными и прекрасно знали какой ценой дается эта работа.

Снять фильм о гарнизоне, в котором служат более трех тысяч человек – задача очень претенциозная, но, к сожалению, мало осуществимая. Телевизионный формат жесток и за отведенные 40 минут эфира огромная история воронежской пожарной охраны и люди, которые в ней служат, превратились бы в поверхностный, бездушный, скомканный кусок фактов, дат, цифр и прочих тактико-технических характеристик. Авторы хотели иначе – показать пожарных, их мысли и чувства, открыть душу, так плотно и глубоко спрятанную под боевкой широкому кругу зрителей.

Площадкой для съемок был выбран коллектив службы пожаротушения и центрального пункта пожарной связи воронежского гарнизона пожарной охраны. Выбрана потому, что именно через этих ребят проходит большинство крупных происшествий в Воронежской области.

Каноны журналистики и съемок? Не, не слышали! Изначально не было ничего – ни сценария, ни замысла, написанного на бумаге. Более того, съемочная группа слабо представляла, что получится в итоге.

Съемки стартовали в январе. За два месяца съемок было записано более 200 часов интервью со всеми сотрудниками СПТ и ЦППС. Ирина Короткова смогла сделать то, чего, наверное, не удавалось ни одному воронежскому журналисту – серьезные, не раз ходившие в огонь, мужики, которые в объектив не могли связать и пары слов, по нескольку часов рассказывали на камеру о себе и службе. Причем Ирина вытягивала из ребят настолько личные вещи, которые хранились до этого за семью печатями души, что удивлялись все.

Все съемки происходили исключительно по вечерам и затягивались до глубокой ночи, потому что съемочную группу никто не освобождал от основной работы.
После съемок и расшифровки всех интервью, Ирина сделала еще одну вещь, которая поразила всех. Она села и за ночь написала сценарий. Практически сразу – набело, с минимальным количеством правок.

А дальше начался этап съёмок на местности, монтажа и озвучивания, который потребовал воистину титанических усилий. Требовалось воедино свести множество видео разных форматов, разных разрешений и качества к более-менее одинаковому видеоряду, отслушать несколько суток радиозаписи с пожаров, озвучить и провести множество других операций, которые бы превратили разрозненные съемки в полноценный фильм.

Кстати, в процессе монтажа, произошла еще одна вещь, которая очень сильно добавила атмосферности в фильм. Связисты ЦППС нашли архив радио и телефонных переговоров за 29 июля 2010 года – самый страшный день лесных пожаров того года. Просто от прослушивания того, что творилось в эфире тогда, волосы на голове вставали дыбом.

Музыку специально для фильма написали педагоги воронежского Центра музыкального и художественного развития «Romantic Sound» Евгения Кудаева и Андрей Болотов.

К середине апреля, шатающийся от усталости и с черными кругами под глазами от бесперывного сидения за компьютером, главный оператор и монтажер Денис Вольф представил на суд съемочной группы черновую версию фильма. Конечно, в фильм не вошло и 1\5 собранного материала. Но то, что вошло – било наотмашь, заставляло смеяться и грустить, сжиматься от ужаса и облегченно выдыхать.

После просмотра и некоторых доработок фильм был выведен в канун дня пожарной охраны, 28 апреля, на премьерный показ, в главном кинотеатре Воронежа – «Спартак».

Сказать, что авторы волновались – ничего не сказать. В зале сидели главные герои фильма вместе с семьями, действующие сотрудники и ветераны огненной службы. Любая фальшь была бы сразу замечена. Но пять минут оваций стоя на финальных титрах и слезы на глазах некоторых людей сказали сами за себя.

В фильме нет ни одного выдуманного слова. Он такой же, как и главные герои в нем – настоящий.