ПОЧЕМУ В БРЯНСКОМ ПЕРИНАТАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ МОЛЧАТ О ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯХ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И УГРОЗЕ РАСПОСТРАНЕНИЯ ИНФЕКЦИЙ?
--------------—
Вряд ли кто-то из жителей Брянщины, услышав несколько дней назад о случившемся в новом областном Перинатальном центре грандиозном потопе, остался равнодушным. Минимум изумились. И дело даже не в различающихся версиях причины произошедшего: то ли худая крыша не выдержала мощного ливня, то ли в здании прорвало трубу (на стыке) ливневой канализации, то ли еще что. То, что нам в принципе не стремятся говорить всей или даже половины правды о периодически случающихся в этом медучреждении событиях, стало уже привычным. Но одна мысль все равно не дает покоя: действительно ли построенный за огромные бюджетные деньги на территории первой горбольницы Брянска «современный» перинатальный центр был введен в эксплуатацию в соответствии со всеми нормативами и требованиями, и отвечает ли он в принципе поставленным задачам, способен ли с ними справляться? Никого не убивая, – физически и морально…
Озвученные вопросы не просто так приходят в голову. Ко мне попали копии интересных бумаг, в которых содержится очень тревожная и даже пугающая информация из официальных документов, которые составлены по результатам проверок, проведенных в Перинатальном центре в прошлом году региональным управлением Роспотребнадзора по требованию прокуратуры Брянской области. Вскоре после случившихся в медучреждении диких трагедий – массовой гибели младенцев, которая до сих пор не забылась.
Интересно, что документы эти, как и выдержки из них, собственно, несмотря на всю их социальную значимость, нигде не оглашались. Впрочем, по понятным вполне, как мне кажется, причинам. Содержащиеся в них данные заставляют волосы вставать дыбом. И по большому счету они наверняка опровергают все те сказки чиновников от медицины и властей о якобы «плановых профилактических работах», из-за необходимости которых, как они не раз утверждали, и ни по какой другой причине едва открытый Путиным Перинатальный центр уже менее чем через месяц после поднявшейся на волне информации о загадочных смертях новорожденных, в июне прошлого года, был неожиданно закрыт.
Посмотрите на копии этих страшных по своей сути бумаг. Жаль, некоторые из них мне не удалось достать целиком. Но даже то, что есть, заставляет крепко призадуматься.
Давший мне два с лишним месяца назад интервью молодой заведующий Акушерским отделением патологии беременности Центра, врач акушер-гинеколог Иван Воронцов (сын главврача первой горбольницы и депутата Брянской Облдумы Константина Воронцова) - на фото - наверняка искренне говорил, что «вся та грязь, которая льется, все эти митинги» хороших эмоций ни ему ни коллегам не добавляют. И что все они прикладывают максимум усилий, чтобы спасти как можно больше новорожденных – часто недоношенных и слабеньких изначально.
Но он вряд ли не знал о результатах проведенных проверок, тем более что «среди лиц, допустивших нарушения», закономерно, как руководитель всего медучреждения, значится и его отец. Наравне с замами главврача Воронцова по педиатрии Осипенко М.Б., акушерству и гинекологии Кулаченко А.П., а также одним из медработников Центра Людмилой Артемьевой, выступающей сейчас ответчиком в суде Бежицкого района Брянска по гражданскому иску Олеси Сафоновой . Молодой женщины, в числе прочих мамочек потерявшей в Перинатальном весной 2017 года новорожденного ребенка (девочку-двойняшку).
С этими документами недопустимо высокая для обычных роддомов, но, дескать, вполне типичная для Перинатального центра, специалисты которого призваны выхаживать младенцев даже с нереально маленькой массой тела (от 700 граммов), уже не выглядит «нормальной». Потому что понимаешь, что массовая гибель младенцев (и это только та, весной 2017-го, о которой стало широко известно) могла быть действительно неслучайной. Условно говоря, если постоянно не мыть руки после туалета или прогулок на улице, то шансы подцепить тяжелую кишечную инфекцию возрастают в разы, и общее сильное недомогание уже не будет стечением случайных факторов.
Хотя именно в обратном (что в гибели детей нет общей причины) нас всех и пытаются убедить последний год с небольшим. За который Перинатальный не раз закрывался (ну хорошо, приостанавливал работу) на «профилактические работы» или, как принято говорить, на «помывку». Последний такой перерыв в его работе случился, по неподтвержденной информации, в конце прошлой осени, кажется, в ноябре. Как раз тогда снова разнеслись слухи, что в Центре опять не все ладно: вновь один за другим, мол, стали умирать только что появившиеся на свет дети. Но в медучреждении в тот период комментариев не давали, со СМИ и блогерами предпочитали не общаться, а в региональном правительстве и, в частности, в областном департаменте здравоохранения привычно твердили знакомую мантру про «все нормально».
Однако, как выясняется, судя по попавшим ко мне бумагам, все же не все нормально там было. И в ноябре, когда, как выясняется, проходила внеплановая проверка Роспотребнадзора, и несколькими месяцами раньше – после известий о массовой гибели деток. Ноябрьская проверка, к слову, была проведена после (цитата) «несвоевременно переданных» из Центра в орган санитарного надзора «экстренных извещений на инфекцию, специфичную для перинатального периода», у 4 новорожденных: сведения на них поступили в областное управление Роспотребнадзора лишь спустя несколько дней. Нормально, да? Вот и про то же.
Проверяющим, кстати, удалось обнаружить много нарушений «санитарного законодательства и условий, создающих угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний людей». Я их все постараюсь перечислить – выводы делайте сами.
Итак, за время, насколько я понимаю, летней проверки (скорее всего, она проходила летом, потому что один из сроков исправления выявленных нарушений – 1 августа 2017 года) в Перинатальном центре выявили, что не обеспечен питьевой режим новорожденных в соответствии с требованиями нормативной документации: растворы для питья должны быть стерильными, в индивидуальной разовой расфасовке. Бардак, пардон за такое слово, царил и с периодическими и предварительными осмотрами сотрудников. Зафиксировали проверяющие и отсутствие в программе производственного контроля холодной и горячей воды (это как, вообще, возможно, скажите на милость?!) в распределительной сети учреждения, паспортизации приточно-вытяжных систем вентиляции, а также определения в распределительной системе горячей водоснабжения легионелл – мерзких микроорганизмов, которые, распространяясь обычно по воздуху и системам водоснабжения, вызывают поражение органов дыхания, головного мозга, мочеполового тракта. Именно эти органы, согласно заключениям патологоанатомов, были поражены у большинства деток, умерших весной 2017-го в Перинатальном…
Дальше – больше. Выяснилось, что при проведении туалета новорожденных используется один на всех (чудовищная и ничем не объяснимая экономия!!!) 1 пинцет и 1 емкость для стерильной воды для умывания на всех новорожденных, находящихся в палате. В отделении ОРИТН (реанимации и интенсивной терапии новорожденных и недоношенных) использовали для интубации малышей нестерильные клинки – простерилизованные, да, но не стерильные. Также отсутствовал (возможно, подобное есть и сегодня) контроль за передачей экстренных извещений на инфекционные заболевания новорожденных. В результате специалисты санитарного надзора узнали об инфицировании двух мальчиков и двух девочек лишь через 3-5 дней после случившегося. Много замечаний у проверяющих было и к чистоте пищевого блока: явные следы загрязнений на разделочных досках для сырого мяса и прочее. К моменту проверки были ликвидированы, правда, воздушные разрывы в местах присоединения моечных ванн к канализационной сети. То есть они до того были: что из патогенных микроорганизмов могло попасть в водопровод Перинатального на протяжении достаточно длительного периода, остается только догадываться.
Тем временем в Бежицком районном суде Брянска продолжается закрытый для публики гражданский процесс, на котором становятся известны все новые и все более нелицеприятные подробности. Вместе с тем Следственный комитет никак не огласит данные важных экспертиз: в ведомстве утверждают, что они будут готовы только к осени. Но если все описанное выше действительно происходило и было зафиксировано в Перинатальном центре уже после скандала с гибелью более чем десятка младенцев, то где гарантия, что этого всего нет там и сейчас? Такой гарантии в условиях отсутствия важной информации попросту нет.
Некоторые руководители этого медучреждения и, возможно, покрывающие их отдельные влиятельные товарищи по ходу не боятся никого и ничего. Они, к сожалению, не привыкли ни перед кем, кроме еще более вышестоящих боссов, отчитываться. Поэтому рассчитывают и дальше, видимо, делать все так, как им захочется. Вопрос лишь в том: сможет ли их кто в принципе остановить? Нарушив тем самым раз и желательно навсегда жуткий, как мне представляется, имидж нашего Перинатального центра.