Найти тему
BergPress

Чрезвычайное положение в Турции. Итоги.

Расширение антитеррористического закона также продолжит ограничивать свободу собраний в Турции. © Bulent Kilic/AFP/Getty Images
Расширение антитеррористического закона также продолжит ограничивать свободу собраний в Турции. © Bulent Kilic/AFP/Getty Images

7 раз президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган вводит Чрезвычайное Положение в своей стране. Результат: 130.000 уволенных государственных служащих, 70.000 арестованных, из них около 150 журналистов, сотни СМИ, клубов и учебных заведений были закрыты.

Правозащитники и Европейский Союз уже давно требуют от турецкого правительства положить конец чрезвычайным положениям. Такая мера была введена в Турции в июле 2016 года, после неудачной попытке государственного переворота.

Однако отменять ЧП Эрдоган не спешит. Этот рычаг с легкостью можно вполне законно использовать ограничивая свободы неугодным лицам. Некоторые из чрезвычайных правила даже противоречат турецкой Конституции.

Возникает вопрос: Может ли Эрдоган и дальше править в рамках Указа и обойтись без Парламент? До сегодняшнего дня это было возможно только в рамках срока действия чрезвычайного положения.

Одним из предвыборных обещаний Эрдогана было отмена чрезвычайного положения. Но, этого не произошло. Более того, в настоящий момент Правительство Турции вносит поправки, ужесточающие Антитеррористический Закон.

Борьба с терроризмом - это важным и эффективный инструмент контроля для Эрдогана. Постепенно термин терроризма стал широко интерпретироваться турецкими властями. С одной стороны, террористами считаются непосредственно члены террористических группы, таких как так называемое Исламское Государство (запрещенное во многих странах, в том числе и в России) или запрещенная в Турции Курдская Рабочая Партия (РПК). Турецкий Правительство также считает террористом и проповедника Фетхуллаха Гюлена, проживающего в США. Эрдоган объявил его таковым, возложив ответственность за попытку государственного переворота в Турции.

Кроме того, террористами были объявлены более 1000 учёных академиков за критику военной операции в Курдской области.

Многие журналисты, выступающие с критическими материалами, тоже были задержаны с формулировкой: "Террористическая Пропаганда".

Таким образом, расширение антитеррористического закона не обещает ничего хорошего для Турецкой общественности. По словам Правительства, новые полномочия будут действовать только 3 года. Но оппозиция предостерегает, мол, по факту, ЧП будет постоянным.

В соответствии с Конституцией Турции продление чрезвычайного положения разрешено на 3 месяца, а Правительство продлевает ЧП уже 3 года.

"Конец Чрезвычайного Положения не означает, что наша борьба с террором закончится", - сказал министр юстиции Abdülhamit Gül.

Согласно статьям нового Закона, подозреваемые в терроризме могут быть задержаны на 4 дня. При особых обстоятельствах даже до 14 дней. Для сравнения - в обычном режиме полиция может задержать не более чем на 2 дня.

Свобода собраний по прежнему остается весьма ограниченной: Демонстрации и Собрания могут проводиться только до захода солнца и только с разрешения местных властей.

Кроме того, полицейские Турции получили право на обыск и личный досмотр любого человека без санкций Суда или Прокуратуры.

ЕС резко критикует антитеррористическое Законодательство Турции и пытается склонить Эрдогана к его отмене.

ЕС пообещало выдавать визы для турецким гражданам, но только тогда, когда Турция доведёт Закон до европейских стандартов.

В свою очередь Эрдоган выдвинул свои условия, в том числе и в вопросе с беженцами. В конце концов Правительство Турции приняло решение приостановить действие Антитеррористического Закона, а как следствие и Чрезвычайное Положение.

Поступила первая реакции на отмену чрезвычайного положения в Турции.

Так, Даниэль Хольтген, пресс-секретарь Генеральный секретарь Совета Европы заявил государственному информационному агентству Anadolu:

"Хоть конец чрезвычайного положения и является "хорошей вещью". Но пока Антитеррористическое Законодательство не соответствует Европейским Конвенциям, о правах человека стоит беспокоиться"

Однако Турция до сих пор настаивает на том, что только строгость антитеррористических меры могут обеспечить безопасность страны.

Герман Берг