Первый показ афроамериканского дизайнера Вирджила Абло в качестве креативного директора мужской линии Louis Vuitton, одного из крупнейших люксовых брендов в мире, стал по-настоящему модным. Аутфиты весенне-летней коллекции 2019 – красочные, радостные, в каком-то смысле инклюзивные, получили похвалу фэшн-критиков и клиентов. Новая коллекция – это однозначно революция в таком консервативном французском бренде как Louis Vuitton.
В бизнесе, где проблема diversity только-только начинает обсуждаться, дебют Абло буквально означает следующее: diversity – это не только моральное обязательство, но и необходимое условие для развития индустрии. И это при условии, что афроамериканские креативщики, особенно в музыке, сейчас находятся в центре поп-культуры.
Вирджил начал свой путь на Среднем Западе США и стал первым афроамериканцем, который возглавил один из крупнейших европейских брендов. Оливье Рустен на данный момент курирует Balmain, Патрик Робинсон когда-то был художественным руководителем Paco Rabanne, а в конце 90-ых Эдвард Бьюкенен занимал позицию дизайн-директора Bottega Veneta.
Но это – скорее исключения, указывающие на разрыв между пост-расовой индустрией моды и сегодняшней реальностью.
В частности, в США афроамериканские дизайнеры по-прежнему сталкиваются с трудноразрешимыми препятствиями, что означает лишь одно – они изо всех сил пытаются взобраться на вершину индустрии, и по сравнению со своими коллегами, им удается это в исключительных случаях.
Безусловно, с многими из этих проблем сталкиваются и другие дизайнеры – достижением определенного уровня капитала и охватом покупателей. Некоторые вовсе считают, что старомодный расизм – это то, что удерживает афроамериканских дизайнеров от достижения тех же высот, каких достигают люди, чей цвет кожи не вызывает ожесточенных споров. И давайте будем откровенны: условия для всех не равны.
«Я думаю, что афроамериканцы изначально испытывают проблемы с реализацией в индустрии», – говорит Стивен Колб, президент и исполнительный директор CFDA. «Мы должны сделать это состояние отправной точкой и сосредоточиться на решении проблемы».
Ясно, что за последние несколько лет американская индустрия моды действительно предприняла усилия для того, чтобы ситуация начала меняться. В этом году на премии CFDA в номинантах были афроамериканские дизайнеры – Жан-Раймонд из Swarvoski в категории новых талантов и Абло, который также является основателем бренда Off-White, претендовал на звание лучшего дизайнера для мужской, так и для женской одежды года. Однако никто из них не победил.
Существует также сложный вопрос: заставляет ли условная маркировка «афроамериканский дизайнер» дистанцироваться от собственной культуры, по крайней мере публично, чтобы резонировать с индустрией? Никто не дал на это ответ. Но говоря «афроамериканский дизайнер», вы акцентируете на отличительное свойство, и, тем самым, только усугубляете проблему.
Но поскольку в индустрии эта проблема обсуждается широко – количество поддерживающих кампейнов марок это объясняет, то есть надежда, что это расисткий маркер канет в лету и только изредка будет служить напоминаем того, какой важный общественный шаг сделала индустрия. Назначение Абло в Louis Vuitton и Эдварда Эннифула в British Vogue свидетельствует о захватывающих переменах.