Найти тему
Недвижимость Москвы

Детский сад «по-взрослому»

Оглавление

Как выжить на рынке Москвы частным детсадам и школам

Заседание конкурент-клуба на тему «Част­ный детский сад: бизнес по‑взрослому» вызвало большой интерес среди участников рынка. На встрече, организованной Департаментом города Москвы по конкурентной политике, присутствовали как директора школ и детских садов, работающих более 20 лет, так и молодые предприниматели, которые либо только открыли частный детский сад, либо еще думают об этом. Сообща они пытались ответить на вопрос, как грамотно строить бизнес в образовании.

Кадры решают все

Среди москвичей, согласно исследованию РБК, 35 % детей в возрасте до семи лет не посещают детские сады, что, по мнению психологов, в дальнейшем может сказаться на адаптации ребенка в социуме. Но многие родители, оказывается, не отдают туда своих малышей потому, что их не устраивает уровень этих учреждений.

-2

Жанна Казанская, основатель сети частных детских садов «Интересный детский сад»

Так, основатель сети частных детских садов «Интересный детский сад» Жанна Казан­ская решила организовать свое дошкольное учреждение после того, как не смогла его выбрать для своего ребенка из имеющихся на тот момент в Москве. И это же причина того, что сегодня в сети «Интересный детский сад» работает еще и школа воспитателей. Она появилась после того, как организация столкнулась с проблемой поиска кадров: «Рынок растет, а профессиональных воспитателей с высокой квалификацией недостаточно», – говорит Жанна Казанская.

С коллегой согласна и советник директора Европейской гимназии Ирина Боганцева.При этом она отмечает, что если сегодня учителя в муниципальных школах в среднем получают около 100 тысяч рублей, то в част­ном заведении зар­платы педагогов должны быть не ниже. А в идеале – и выше, чтобы негосударственное учебное заведение могло на равных конкурировать с государственной школой за лучшие кадры на рынке труда.

10 детей обычно в группах частного дет­сада. Это позволяет уделять внимание каждому ребенку

А вот медико-биологическая школа Vita появилась вопреки общей тенденции. Она возникла благодаря… учебнику биологии. В 1990‑х годах доктор медицин­ских наук Валерий Кац написал пособие, но добиться того, чтобы по нему учились дети, оказалось более сложной задачей, чем создать собственную школу, где самому преподавать предмет по собственной системе.

-3

Елена Кац, директор медико-биологической школы Vita

«Одно из ключевых отличий нашей школы в том, что знания по естественным наукам подаются с точки зрения эволюционного процесса, – рассказала директор Vita Елена Кац – невестка автора учебника и основателя школы. – Это значит, что строение клетки изучается уже в шестом классе. Но его не понять без знаний химии. В Vita изучение физики, химии, биологии начинается одновременно. Это позволяет системно, а не фрагментарно познавать мир, получать глубокие знания в фундаментальных дисциплинах».

Такая недвижимость нам нужна!

-4

Наталия Пичугова, основатель сети частных детских садов «Точка Роста»

Еще одна проблема, с которой сталкиваются собственники част­ных учебных заведений, – поиск помещений для организации образовательного процесса. «Идеальное помещение для частного дошкольного учреждения – построенный в советские годы детский сад», – считает основатель сети частных детских садов «Точка роста» Наталия Пичугова,поясняя, что в этом случае при строительстве соблюдены все санитарно-эпидемиологические нормы, имеется территория для прогулки с детьми.

-5

Екатерина Сикорская, заместитель директора семейной начальной школы «Макарун»

Для коллеги Натальи Пичуговой – заместителя директора семейной начальной школы «Макарун» Екатерины Сикорской, важно, чтобы здание находилось в шаговой доступности от метро и при нем были парковочные места, чтобы родители могли привезти ребенка в школу на автомобиле, а не высаживали его «на лету».

Еще один важнейший критерий при выборе помещения – это продолжительность договора аренды. Частные собственники коммерческой недвижимости предпочитают сдавать свои квадратные метры субъектам малого предпринимательства на срок до трех лет. Кроме того, заламывают высокую плату.

-6

Светлана Соколовская, генеральный директор ОЧУ «ОЦ им. С. Н. Олехника»

«Я никогда не арендовала помещения у част­ного собственника, – говорит генеральный директор ОЧУ «ОЦ им. Олехника» Светлана Соколовская. – Это рискованно: такой арендодатель в любой момент может попросить съехать или повысить аренду. Для школы или детского сада локация очень важна – не будут родители возить своих детей на другой конец города».

Это значит, что если садик закрывается в одном районе и открывается в другом, то родители в большинстве случаев предпочтут сменить заведение. А для частника потеря даже нескольких учеников – угроза получить кассовый разрыв и в перспективе разориться, так как образовательная деятельность – низкомаржинальный бизнес.

478 частных детсадов зарегистрировано сегодня в Москве в «Каталоге част­ных детских садов и яслей» на портале det-sad.net. Для сравнения: государственных детских садов  в столице насчитывается около 1400

Как дома

Отчасти проблему подбора помещения предпринимателям помогает решить городская программа «1 рубль за 1 кв. метр». Ее суть в том, что на аукцион выставляется помещение, и после того, как арендатор приведет его в надлежащий вид и выполнит определенные условия по набору воспитанников, в течение последующих 49 лет он сможет вносить арендную плату в размере 1 рубль за 1 кв. метр в год. По этому пути пошли многие участники конкурент-клуба.

-7

Владислав Рябюк, директор по стратегическому развитию британского детского сада Britannia School

Один из них – директор по стратегическому развитию британского детского сада Britannia School Владислав Рябюк. Он признался, что стал участником аукциона сразу после бракосочетания и проиграть конкурс просто не мог – помещение должно было стать своеобразным свадебным подарком супруге, с которой они решили создать семейный образовательный бизнес.

«Но долгое время пустовавший детсад практически сгнил изнутри, его пришлось отделывать заново – полный ремонт занял чуть менее года, – вспоминает Владислав Рябюк. – Зато его аренда «1 рубль за 1 кв. метр» позволила снизить стоимость обучения».

-8

Лилия Калетина, директор АНО СОШ «Академическая гимназия»

И любые проблемы со зданиями в аварийном состоянии решаемы. Как рассказала директор АНО СОШ «Академическая гимназия» Лилия Калетина, ее гимназия стала первым учебным заведением, которое по программе «1 рубль за 1 кв. метр» арендовало единым лотом четыре объекта. «Все объекты были разные, – говорит Лилия Калетина. – В одном помещении в подвале по пояс стояла вода, не было крыши, окон и дверей. В другом требовался только косметический ремонт».

Как правило, добавляет она, ремонт помещений даже в самых сложных случаях не занимает более девяти месяцев.

15 тыс. руб.  в месяц — минимальная плата за ребенка в част­ном детсаду. Максимальная — 90 тыс. руб.

Дорога в жизнь

Чтобы дети чувствовали себя в стенах школы или детского сада как дома, педагоги прикладывают большие усилия. Однако все ребятишки разные. Так, в дет­ском саду Светланы Соколов­ской организована инклюзивная группа, где наравне с обычными детьми занимаются и с особенностями в развитии.

В муниципальном детском саду в группе 27-30 детей, в частном – 10-15, и, конечно, это позволяет воспитателю уделять больше времени каждому ребенку.

-9

Ирина Боганцева, советник директора Европейской гимназии

«Родители заинтересованы в хорошем образовании своих детей и понимают, что качественное дошкольное и школьное образование – это трамплин в жизни. Поэтому ребенок покидает част­ный детский сад или школу в крайнем случае и это обычно связано с семейными обстоятельствами – например, сменой места жительства», – заключает Ирина Боганцева.

Лайфхаки для тех, кто хочет открыть частный детский сад

1 Если вы ранее не работали в системе образования, возможно, есть смысл открыть частное образовательное учреждение по франшизе. В этом случае вы получите раскрученный бренд, методики и технологии ведения бизнеса, франчайзер поможет отстроить бизнес-процессы на начальном этапе.

2 Если частная школа проходит аккредитацию при департаменте образования Москвы, то на каждого ребенка получает ежемесячную субсидию, что позволяет увеличить оборот учебного заведения, снизить плату за обучение, а значит, привлечь больше учеников и заработать дополнительные средства.

3 Каждое успешное част­ное заведение имеет свою особенность, свое лицо, свою фишку. К примеру, преподавание основных школьных предметов на английском языке, или углубленное изучение определенных предметов, или организация инклюзивных групп в детском саду или инклюзивных школьных классов.

4 Обязательно взаимодействуйте с профессиональным сообществом, с коллегами. Бизнес, построенный на образовании, располагает к тому, что участники рынка относятся друг к другу не как конкуренты, а как партнеры.

5 Пользуйтесь теми возможностями, которые сегодня предоставляют субъектам малого бизнеса, департаменты мэрии и другие государственные органы. Это и бесплатное обучение, и площадки для обмена опытом, специальные программы, такие как «1 рубль за 1 кв. метр», которые помогают сэкономить на аренде помещений, и многое другое.

***

По данным опроса ЮНЕСКО, 65 процентов родителей в России платят или готовы платить за образование. При этом, согласно исследованию, проведенному «Академической гимназией» и Высшей школой экономики, четверть дохода семьи родители готовы тратить на образование детей.

***

На данный момент в Москве работают свыше 250 частных школ, а также около 70 школ находятся в Подмосковье. По данным «Планеты образования», более половины из них имеют при себе детские сады. 89 процентов школ организуют подготовительные группы для своих будущих учеников.

***

Всего в Москве, по информации аналитического центра РосБизнесКонсалтинг, частные детские сады посещают примерно 8,5 процентов детей, по всей стране этот показатель составляет не более 5 процентов.

***

Полный ремонт выставляемых на аукцион помещений по муниципальной программе «1 руб. за 1 кв. м» обычно, по словам арендаторов – руководителей частных образовательных учреждений, занимает не более девяти месяцев.