И снова здравствуйте. На этот раз место действия Ивановская область, город "Заволжск" некогда одно из мощнейших химический предприятий Советского Союза. Весьма атмосферное место для любителей фотографии, потому как снимать на нем можно каждый квадратный сантиметр.
Царство разрухи в синих тонах, был основан в 1871 году, дворянским родом "Философовых" Этот дворянский род, занимал видные государственные посты, славился военачальниками, деятелями искусства и науки. Дело в том, что сырье "серый колчедан"-(он же пирит, минерал из класса сульфидов) в огромных количествах добывался по берегам волги.
А из этого сырья уже получали: зеленый купорос, купоросное масло, соляную кислоту, нашатырный спирт, свинцовую и оловянную соль, железный сурик и прочее. К тому же свою роль сыграло обилие ткацкого производства и хорошая транспортная развязка, продукцию можно было отправлять и баржами по реке Волге и по железной дороге из Костромы.
На момент основания, в 1871 году завод имел всего четыре деревянных строения, но уже 1890 году расширился увеличив при этом и количество выпускаемой продукции. По мимо производственных строений появились и другие: жилые помещения для рабочих и служащих завода, подсобные помещения.
Появилась и новая продукция, завод начинает выпускать по мимо химической продукции- канализационные и дренажные трубы, огнеупорную и кислотоупорную посуду. За качество продукции завод трижды получает серебряные медали на разных выставках. в 1902 году часть земли была выкуплена у "Философовых" и на выкупленной земле было начато новое строительство другого химического завода кратко именуемого в народе "Бензолка" на момент 1906 года на "бензолке" работают 6 человек в две смены.
В 1906 году завод у Философовых покупают разбогатевшие крестьяне из Ярославской губернии Бурнаевы-Курочкины.На завод приглашаются специалисты высокого профиля и хим начинает снова расширятся, снова строятся новые здания и цеха. В 1908 году Бурнаевы приглашают на работу молодого специалиста из Москвы "Шейна" на должность директора завода.
Шейн отбывает сначала во Францию, затем в Германию изучать особенности зарубежной химической промышленности. В Германии Шейн вместе с владельцем Алексей Ивановичем Бурнаевым приобретают патент на производство контактной серной кислоты. Во время первой мировой войны на завод Бурнаевых были определены артиллерийские приемщики. В задачу которых входило следить за тем чтобы купоросное масло шло исключительно на заводы производящие продукцию для фронта.
В общим и целом за время первой мировой войны Бурнаевы сколотили немалое состояние так как фабриканты и заводчики чьи производства работали на оборону имели беспроцентные ссуды на расширение своих производств. Получая баснословные прибыли владельцы завода не сильно пеклись о рабочем персонале.
Рабочие ютились все в тех же бараках выстроенных первыми владельцами, многие из них жили в землянках целыми семьями. Спецодежда не выдавалась не смотря на то, что работа была ручная и небезопасная, работали в три смены по 8 часов в воскресные дни в 2 смены по 12 часов каждая.
Далее была революция. На заводе был создан рабочий комитет который предъявил ряд требований к владельцам- сокращение рабочего дня, повышение заработной платы и т.д и уже 1919 году завод был национализирован во главе которого встал Д.А Эгиз.
На момент 1921 года на заводе уже работает более 500-та человек.Добавилась и новая выпускаемая продукция- суперфосфат и бисульфид для их производства был построен новый цех, а уже в 30-е годы Химзавод объедении с "Бензолкой" и производство получило новое название Хим Завод им.Фрунзе директором которого уже был назначен Павлов.
Спрос на продукцию постоянно расширялся, запросы на производство красителей росли. Теперь продукция нужна была не только работникам текстильной промышленности, но и кожевенникам, полиграфистам, промышленности пластических масс и резинового производства.
Скорее всего будет выпущено еще одна или 2 части по этому заводу, потому что материала очень много. Тем кто все же читает, то что я пишу, кому нравится материал- ставьте лайки за труды и не забывайте подписываться, потому что еще много будет всего интересного.