Боевики всегда были прекрасны тем, что именно этот жанр как никакой другой показывал нам всю магию кино – каждое действие, совершаемое создателями экшн-фильмов, было направлено на то, чтобы вы детально рассмотрели захватывающую погоню или увлекательную боевую сцену и максимально прочувствовали их своими глазами и ушами.
Так было до недавнего времени, пока режиссеры Даг Лайман и Пол Грингасс не представили миру трилогию о шпионе Джейсоне Борне.
Уверены, что вы не раз видели на экране эти элементы современного боевика: трясущаяся камера, короткие монтажные склейки, полный хаос, творящийся перед вашими глазами. Иногда задаешься вопросами: «Что я смотрю? Как мы пришли к этому? Может нажмем на паузу? Я ничего не разглядел.»
Общим знаменателем у старых боевиков была ясность картинки. Мы понимали, что мы смотрим. Сцены рукопашного боя показывали нам силу персонажей, мы видели большую часть тела героя, а камера либо была недвижима, либо следовала за героем, подчиняясь его динамике, а не наоборот.
Современные боевики сняты совсем по-другому. Вы легко отличите экшн-фильмы, снятые до и после выхода фильмов о Борне. Чистота и ясность кадра против хаотичной смены ракурсов, приводящей к потере внимания и утомленности от происходящего.
Как мы пришли к этому?
Невозможно точно определить причину такой трансформации кинобоевиков, но очевидно, что наибольшее влияние на нее оказала вышеупомянутая трилогия о Борне. Эти фильмы были революционными и имели как кассовый успех, так и положительные отзывы от критиков. Возможно, это стало причиной того, что все большинство последующих фильмов переняли от картин Гринграсса и Лаймана трясущиеся камеры и молниеносный монтаж.
Вот как менялась средняя длина монтажной склейки с первого по третий фильм об агенте ЦРУ. Идентификация Борна «радовала» зрителя 4-секундными планами, второй фильмы – 2.4-секундными, а третий, Ультиматум Борна, сократил их и вовсе до 2 секунд. Таким образом, 105-минутный фильм вместил в себя около 3200 монтажных склеек!
Еще одно отличие стиля съемки Дага Лаймана от стиля Пола Гринграса заключается в поведении камеры – если первый старался придерживаться классической манеры съемки, к которой привык зритель, то его коллега погружает зрителя прямо в экшн-сцену, заставляя не наблюдать, а участвовать, поэтому манера съемки шаткая и крайне нестабильная, которая в совокупности с крайне динамичным монтажом успешно передает реалистичность и беспорядочность боев и перестрелок.
Стоит признать, что вышеописанные приемы Пола Гринграсса были реализованы в фильмах о Джейсоне Борне довольно хорошо. Съемка и монтаж были сделаны с душой, знанием дела и желанием привнести в боевик нечто новое. Естественно, после теплого приема подобной подачи материала многие киноделы стали слепо копировать этот стиль, что породило большое количество действительно плохих боевиков.
Почему Голливуд столь быстро взял в оборот результаты работы Гринграсса?
Все просто. Подобные монтаж и манера съемки способны без особых усилий добавить «экшна» любой сцене и превратить любого в звезду боевиков, не зависимо от физических способностей и таланта.
Формула проста: объедините действие, воздействие и реакцию. Вот почему очень часто мы видим, как момент воздействия, например, удара, обрезается прежде, чем это воздействие наступает. Это делается для того, чтобы скрыть само действие, особенно когда звезда не обладает достаточными навыками, чтобы осуществить сложную хореографию.
Примеров плохого использования хорошей техники монтажа Пола Гринграсса предостаточно. Вспомните Заложницу 2 и Заложницу 3, где ее неумелое использование не только не скрывало, но и подчеркивало нелепость рукопашных боев с участием Лиама Нисона, которому эти самые бои, очевидно, давались с трудом.
Важно отметить, что в «Борне» подобные «маскировки» никогда не использовались. Создатели картин не пытались спрятать действия от глаз зрителя: склейка не обрывалась, пока не было совершено действие, именно это делало бои не только динамичными и продуманными, но и реалистичными.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал и переходите на наш сайт. Недавно мы писали размещали статью о 10 ошибках, которые совершает каждый из нас и рассказывали про то, как кинематограф влияет на дизайн интерьеров.