Продолжаю тему "рождение пластинки"
Скорости проигрывания ранних грамзаписей варьировались. К началу XX века был принят международный стандарт 78 об/мин, как компромисс между качеством воспроизведения и временем звучания. Кроме него, в 20х-50х годах использовались также скорости от 6 до 8 об/мин – для записи разговорной речи, где имело решающее значение не качество воспроизведения, а продолжительность звукового материала.
В некоторых ранних граммофонах и патефонах имелось устройство для подстройки скорости вращения пластинки, практически от 0 до 78 об/мин. Подстройка производилась вручную на слух.
Любопытно, что низкие скорости воспроизведения, в частности, 16 2/3 об/мин, использовались и позже, в 50х-60х (для автомобильных проигрывателей Crysler выпускались специальные серии синглов), а в 2012 году эксперимент с небывало низкой скоростью вращения был вновь произведен лейблом The Third Man Records (США), выпустившим сувенирный винил-гигант «The First Three Years Of Blue Series Singles On One» с продолжительностью звучания около 8 часов при скорости воспроизведения 3 об/мин. Поскольку устройств воспроизведения подобного типа в мире не существует, потенциальным слушателям предложено крутить пластинку пальцем. Впрочем, на проигрывателях с регулируемой скоростью вращения удается проиграть пластинку, но крайне неравномерно.
В 1948 компания Columbia (США) представила новый стандарт скорости воспроизведения – 33 1/3 об/мин. Пластинки, записанные с такой скоростью, получили название «Long Play» (LP). Эта скорость является основным стандартом при производстве виниловых пластинок до настоящего времени. Вкупе с уплотнением звуковых дорожек, это позволило добиться продолжительности звучания 15-17 мин. на одной стороне пластинки (позже, благодаря развитию технологий (и в ущерб долговечности пластинок), продолжительность была увеличена до 20-25 мин. в 60х-70х годах, и до 30 – в 80х). Главной причиной разработки нового стандарта стала конкуренция с магнитофонами, где продолжительность воспроизведения ограничена только длиной магнитной ленты.
В 1949 фирмой RCA (США) был разработан еще один скоростной стандарт – 45 об/мин. Хоть он и предназначался изначально для выпуска всех пластинок, впоследствии стал стандартом только для синглов (single), т.е. пластинок, содержавших одну или несколько песен (часто – односторонних, для проигрывания в музыкальных автоматах), которые выпускались для рекламной поддержки в ходе предстоящих гастролей или перед выходом большой пластинки. В середине 70х появились «сорокапятки» размера «гигант» (12”), названные макси-синглами. На них обычно публиковались ремиксы популярных композиций и песни, не вошедшие в очередные альбомы.
Позже (в континентальной Европе) синглами стали называться даже семидюймовые пластинки на стандартной скорости 33 1/3, содержавшие 2-4 песни; но эти пластинки имели официальное название «мини-альбом» (или Extended Play, EP).
В СССР долгоиграющие пластинки появились в конце 50х, синглы выпускались только в 50х-60х, а EP называли по-французски - «миньонами».
Советские «сорокапятки» выпускались в 50х-60х годах, затем их производство было прекращено, а снова они появились в середине 80х годов, просто как миньоны и «гиганты» на скорости 45 об/мин.
Стандартные размеры грампластинок – 7, 10 и 12 дюймов, и остаются такими с самого начала эры грамзаписи (в некоторых странах были и отклонения от этих основных размеров).
Пластинки 7’’ (миньон, диаметр 175 мм) являлись основным стандартом размера первых грамзаписей. На такую пластинку на скорости 78 об/мин вмещалась максимум одна песня на одну сторону (часто не полностью, ок. 2,5 мин записи). В 1903 году появился новый размер – 12’’ (гигант, 300 мм), для более продолжительных записей. Будучи произведенными из шеллака, эти пластинки были достаточно хрупкими, поэтому наибольшее распространение, с начала 20х вплоть до конца 50х, получил третий размер – 10” (гранд, 250 мм), как компромисс между миньоном и гигантом.
В связи с «виниловой революцией» 50х-60х, основными стандартами стали «гигант» и «миньон».
В СССР на виниловых «грандах» выпускались детские записи, некоторые аудиоспектакли, а также разговорная речь; на «миньонах» - пластинки с 2-4 песнями.
Центральные отверстия в грампластинках (под ось вращения проигрывателя) также могли иметь различные размеры. Основной размер – 6 мм, под стандартную ось стационарного проигрывателя. Обычно с таким отверстием изготавливались «гранды», «миньоны» и «гиганты». В синглах чаще использовалось отверстие диаметром 38 мм (или комбинирование того и другого отверстия), т.к. эти пластинки применялись в музыкальных автоматах, переносных бытовых электрофонах и автомобильных проигрывателях.
Универскальный сингл: его можно слушать на обыкновенном проигрывателе; а выломав центральную часть, использовать в музыкальном автомате или автомобильном проигрывателе
Первые стереофонические пластинки появились в конце 50х, но массовое их производство началось только в начале 60х, причем тогда тиражи стерео-миксов составляли всего несколько процентов от общего количества выпущенных пластинок. Виной тому было отсутствие универсальной звуковоспроизводящей аппаратуры, способной проигрывать и моно, и стерео-пластинки, а специальная стерео-аппаратура была весьма дорогостоящей (превосходящей по цене моно-аналоги в 5 и более раз).
По этой причине, ранние альбомы The Beatles и The Rolling Stones (и некоторых иных групп и исполнителей) существуют в двух вариантах – моно- и стерео-сведении. Стерео-миксы, как правило, выпускались для более зажиточной американской аудитории, моно – для европейской.
Полный переход мировой индустрии грамзаписи на стереозвучание случился в самом конце 60х, хотя уже с середины 60х большинство пластинок (до 75% от общего количества) выпускалось в стерео как «универсальный» вариант, т.к. к тому времени были разработаны универсальные проигрыватели.
В сети утверждается, что первая советская стерео-пластинка появилась в 1958 году. Это не совсем так. В 1957 на прилавках советских магазинов появился первый отечественный стерео-электрофон «Юбилейный», в комплектацию которого входила пластинка с тестовой записью, произведенная во Франции. С 1958 в музыкальных магазинах изредка появлялись стерео-пластинки зарубежного производства (преимущественно с классическими записями).
А первая советская пластинка со стерео-звуком вышла в 1961. Это была «сорокапятка» мексиканской певицы Элии Касановас (Апрелевский завод, 45С 000101-2). Первый "гигант" в стереофонии вышел в том же году - "Ф. Шопен. Концерт № 1 для ф-но с оркестром" (Б. Давидович, Симфонический оркестр Всесоюзного радио, дирижер - А.Янсонс) (С 0107-8).
В том же году было издано еще 56 наименований пластинок в стерео-звучании, в следующем – почти вдвое больше. Стоили эти пластинки более чем вдвое дороже моно-собратьев (соответственно 1,5 и 0,7 руб за музыкальный миньон; речевые программы стоили гораздо дешевле).
Эксперименты с многоканальным звуком велись с середины 60х годов и завершились в начале 70х разработкой квадрофонической технологии, при которой более объемное звучание (по сравнению со стерео) достигается наличием четырех каналов – двух фронтальных («передних») и двух тыловых («задних»). За несколько лет с применением квадрофонии было издано с десяток пластинок, среди них – легендарный альбом «The Dark Side Of The Moon» Пинк Флойдов.
«Квадрофонические» тиражи печатались небольшим количеством, вследствие малого спроса: эффект от применения технологии особо не впечатлял; пластинки стоили втрое дороже стереофонических; воспроизводящая квадро-аппаратура плюс акустика тоже стоила больших денег. К началу 80х квадрофония сошла на нет.
Первой и единственной квадрофонической пластинкой, выпущенной в СССР, является альбом фолк-рок-группы «Яблоко» (1980).
Самой дорогой грампластинкой в мире, по версии журнала New Musical Express, считается сингл группы The Quarrymen (первой команды, где играли сразу трое из будущих Битлов – Леннон, Маккартни и Харрисон). Пластинка была записана за одну сессию в студии Перси Филлипса в 1958. На ней – всего две песни: «In Spite Of All The Danger» (Маккартни – Харрисон) и «That’ll Be The Day» (Бадди Холли).
Кроме великолепной троицы, в записи участвовали пианист Джон Лоу и барабанщик Колин Хентон. За запись на магнитную ленту с последующим сведением на пластинку звукорежиссер запросил 3 фунта. В целях экономии, будущие битлы решили записываться сразу на ацетилцеллюлозную пластинку, за что заплатили 17 шиллингов и 3 пенса (менее 1 фунта стерлингов; на современные деньги – около 15 фунтов). Этот единственный экземпляр записи и был вручен музыкантам по окончании сессии. До 1960 года пластинка гуляла по рукам самих музыкантов и их друзей, а потом осела у Лоу. В 1981 Маккартни выкупил у него запись за неназванную сумму, сделал 50 отреставрированных копий, и раздарил их друзьям и знакомым (ныне эти пластинки можно иногда приобрести на аукционах за суммы от $15.000). В настоящее время неоднократно появлялись сообщения от различных коллекционеров, готовых выложить за оригинальный раритет до полумиллиона долларов, однако сэр Пол, похоже, продавать оригинал записи не собирается, поэтому вопрос о коммерческой стоимости раритета остается открытым. А песни с сингла уже публиковались не раз в разных компиляциях.
В США в 50х-60х годах продавались автомобильные встраиваемые проигрыватели для грампластинок. Они были разработаны компаниями Chrysler и Motorola, предназначались для проигрывания синглов, и поставлялись в двух модификациях: как проигрыватель для одиночной пластинки прямо в салоне автомобиля под приборным щитком; и как музыкальный автомат с десятками пластинок в багажнике, с выводом управления на приборную панель. В середине 60х, с появлением компактных более удобных автомагнитол, эти гаджеты быстро вышли из употребления. В 60х-70х был некоторый всплеск интереса к подобным приборам в Испании и Италии, но и он скоро иссяк.
Применение слова «альбом» по отношению к грамзаписи обычно объясняют наличием у многих зарубежных пластинок конвертов «с разворотами», даже если альбом не двойной. Однако, не этим объясняется происхождение термина. Это следствие, а не причина.
С конца XIX до середины XX века на пластинках не удавалось разместить большого количества песен. Пластинок у зажиточных семей накапливалось много, а бумажные тонкие конверты быстро приходили в негодность (а иногда пластинки, с целью удешевления, продавались и вовсе без конвертов), и музыку нужно было где-то хранить. Тогда и появились в продаже альбомы, представляющие из себя несколько сшитых вместе бумажных, картонных или кожаных «карманов» для пластинок, в общем переплете.
Потом надобность в них отпала, но название сохранилось.
Интересно, что в США до сих пор существует фирма, производящая подобные переплеты-альбомы, а некоторые коллекционеры уверяют, что в кожаном футляре грампластинка сохраняется лучше, чем в целлофане или бумаге.
Существует система наград для исполнителей, чьи пластинки были проданы наиболее крупными тиражами – т.н. «серебряные» (только в Великобритании), «золотые», «платиновые» и «бриллиантовые» (только в США) диски. В разных странах существует разный подход к определению «драгоценности» той или иной пластинки. «Золотой диск» в США присуждается за 500 тыс. проданных экземпляров альбома, в Англии – за 100 тыс., в Голландии – за 25 тыс. Для «платины» эти цифры соответственно выглядят так: 1 млн, 300 тыс, 50 тыс.
В России присуждение диска зависит от года издания оригинальной записи. Так, например, «золотой диск» может быть присужден за 25-100 тыс. проданных экземпляров; «платиновый» - за 50-300 тыс.
Наградные диски могут быть полными копиями оригинальных альбомов с покрытием из драгоценных металлов, либо просто сувенирной имитацией.
Будет и третья часть опуса "Рождение винила". Ставьте лайки, и я пойму, что это кому-то интересно. Начало "О виниле и не только" читайте у меня на канале