Найти в Дзене
НА ЗАВАЛИНКЕ

Грампластинки и их разновидность. История винила. Часть 2

Продолжаю тему "рождение пластинки"

Скорости проигрывания ранних грамзаписей варьировались. К началу XX века был принят международный стандарт 78 об/мин, как компромисс между качеством воспроизведения и временем звучания. Кроме него, в 20х-50х годах использовались также скорости от 6 до 8 об/мин – для записи разговорной речи, где имело решающее значение не качество воспроизведения, а продолжительность звукового материала.

 В некоторых ранних граммофонах и патефонах имелось устройство для подстройки скорости вращения пластинки, практически от 0 до 78 об/мин. Подстройка производилась вручную на слух.

Любопытно, что низкие скорости воспроизведения, в частности, 16 2/3 об/мин, использовались и позже, в 50х-60х (для автомобильных проигрывателей Crysler выпускались специальные серии синглов), а в 2012 году эксперимент с небывало низкой скоростью вращения был вновь произведен лейблом The Third Man Records (США), выпустившим сувенирный винил-гигант «The First Three Years Of Blue Series Singles On One» с продолжительностью звучания около 8 часов при скорости воспроизведения 3 об/мин. Поскольку устройств воспроизведения подобного типа в мире не существует, потенциальным слушателям предложено крутить пластинку пальцем. Впрочем, на проигрывателях с регулируемой скоростью вращения удается проиграть пластинку, но крайне неравномерно.

В 1948 компания Columbia (США) представила новый стандарт скорости воспроизведения – 33 1/3 об/мин. Пластинки, записанные с такой скоростью, получили название «Long Play» (LP). Эта скорость является основным стандартом при производстве виниловых пластинок до настоящего времени. Вкупе с уплотнением звуковых дорожек, это позволило добиться продолжительности звучания 15-17 мин. на одной стороне пластинки (позже, благодаря развитию технологий (и в ущерб долговечности пластинок), продолжительность была увеличена до 20-25 мин. в 60х-70х годах, и до 30 – в 80х). Главной причиной разработки нового стандарта стала конкуренция с магнитофонами, где продолжительность воспроизведения ограничена только длиной магнитной ленты.

В 1949 фирмой RCA (США) был разработан еще один скоростной стандарт – 45 об/мин. Хоть он и предназначался изначально для выпуска всех пластинок, впоследствии стал стандартом только для синглов (single), т.е. пластинок, содержавших одну или несколько песен (часто – односторонних, для проигрывания в музыкальных автоматах), которые выпускались для рекламной поддержки в ходе предстоящих гастролей или перед выходом большой пластинки. В середине 70х появились «сорокапятки» размера «гигант» (12”), названные макси-синглами. На них обычно публиковались ремиксы популярных композиций и песни, не вошедшие в очередные альбомы.

Позже (в континентальной Европе) синглами стали называться даже семидюймовые пластинки на стандартной скорости 33 1/3, содержавшие 2-4 песни; но эти пластинки имели официальное название «мини-альбом» (или Extended Play, EP).

В СССР долгоиграющие пластинки появились в конце 50х, синглы выпускались только в 50х-60х, а EP называли по-французски - «миньонами».

Советские «сорокапятки» выпускались в 50х-60х годах, затем их производство было прекращено, а снова они появились в середине 80х годов, просто как миньоны и «гиганты» на скорости 45 об/мин.

Стандартные размеры грампластинок – 7, 10 и 12 дюймов, и остаются такими с самого начала эры грамзаписи (в некоторых странах были и отклонения от этих основных размеров).

Пластинки 7’’ (миньон, диаметр 175 мм) являлись основным стандартом размера первых грамзаписей. На такую пластинку на скорости 78 об/мин вмещалась максимум одна песня на одну сторону (часто не полностью, ок. 2,5 мин записи). В 1903 году появился новый размер – 12’’ (гигант, 300 мм), для более продолжительных записей. Будучи произведенными из шеллака, эти пластинки были достаточно хрупкими, поэтому наибольшее распространение, с начала 20х вплоть до конца 50х, получил третий размер – 10” (гранд, 250 мм), как компромисс между миньоном и гигантом.

 В связи с «виниловой революцией» 50х-60х, основными стандартами стали «гигант» и «миньон».

Типичный миньон советского производства - по 1-2 песни с каждой стороны
Типичный миньон советского производства - по 1-2 песни с каждой стороны
Типичный гигант советского производства - по 5-6 песен с каждой стороны
Типичный гигант советского производства - по 5-6 песен с каждой стороны

В СССР на виниловых «грандах» выпускались детские записи, некоторые аудиоспектакли, а также разговорная речь; на «миньонах» - пластинки с 2-4 песнями.

Центральные отверстия в грампластинках (под ось вращения проигрывателя) также могли иметь различные размеры. Основной размер – 6 мм, под стандартную ось стационарного проигрывателя. Обычно с таким отверстием изготавливались «гранды», «миньоны» и «гиганты». В синглах чаще использовалось отверстие диаметром 38 мм (или комбинирование того и другого отверстия), т.к. эти пластинки применялись в музыкальных автоматах, переносных бытовых электрофонах и автомобильных проигрывателях.

-4

Универскальный сингл: его можно слушать на обыкновенном проигрывателе; а выломав центральную часть, использовать в музыкальном автомате или автомобильном проигрывателе

Первые стереофонические пластинки появились в конце 50х, но массовое их производство началось только в начале 60х, причем тогда тиражи стерео-миксов составляли всего несколько процентов от общего количества выпущенных пластинок. Виной тому было отсутствие универсальной звуковоспроизводящей аппаратуры, способной проигрывать и моно, и стерео-пластинки, а специальная стерео-аппаратура была весьма дорогостоящей (превосходящей по цене моно-аналоги в 5 и более раз).

По этой причине, ранние альбомы The Beatles и The Rolling Stones (и некоторых иных групп и исполнителей) существуют в двух вариантах – моно- и стерео-сведении. Стерео-миксы, как правило, выпускались для более зажиточной американской аудитории, моно – для европейской.

 Обложки  первого альбома The Beatles: британское издание 1963 (в моно-миксе) и  американское 1964 (в стерео). Пластинки различались также количеством  песен - на американской их на 2 меньше
Обложки первого альбома The Beatles: британское издание 1963 (в моно-миксе) и американское 1964 (в стерео). Пластинки различались также количеством песен - на американской их на 2 меньше

Полный переход мировой индустрии грамзаписи на стереозвучание случился в самом конце 60х, хотя уже с середины 60х большинство пластинок (до 75% от общего количества) выпускалось в стерео как «универсальный» вариант, т.к. к тому времени были разработаны универсальные проигрыватели.

В сети утверждается, что первая советская стерео-пластинка появилась в 1958 году. Это не совсем так. В 1957 на прилавках советских магазинов появился первый отечественный стерео-электрофон «Юбилейный», в комплектацию которого входила пластинка с тестовой записью, произведенная во Франции. С 1958 в музыкальных магазинах изредка появлялись стерео-пластинки зарубежного производства (преимущественно с классическими записями).

А первая советская пластинка со стерео-звуком вышла в 1961. Это была «сорокапятка» мексиканской певицы Элии Касановас (Апрелевский завод, 45С 000101-2). Первый "гигант" в стереофонии вышел в том же году - "Ф. Шопен. Концерт № 1 для ф-но с оркестром" (Б. Давидович, Симфонический оркестр Всесоюзного радио, дирижер - А.Янсонс) (С 0107-8).

Первый советский "гигант" в стереозвуке
Первый советский "гигант" в стереозвуке

В том же году было издано еще 56 наименований пластинок в стерео-звучании, в следующем – почти вдвое больше. Стоили эти пластинки более чем вдвое дороже моно-собратьев (соответственно 1,5 и 0,7 руб за музыкальный миньон; речевые программы стоили гораздо дешевле).

Эксперименты с многоканальным звуком велись с середины 60х годов и завершились в начале 70х разработкой квадрофонической технологии, при которой более объемное звучание (по сравнению со стерео) достигается наличием четырех каналов – двух фронтальных («передних») и двух тыловых («задних»). За несколько лет с применением квадрофонии было издано с десяток пластинок, среди них – легендарный альбом «The Dark Side Of The Moon» Пинк Флойдов.

Квадрофонический тираж "Обратной стороны Луны", 1973
Квадрофонический тираж "Обратной стороны Луны", 1973

«Квадрофонические» тиражи печатались небольшим количеством, вследствие малого спроса: эффект от применения технологии особо не впечатлял; пластинки стоили втрое дороже стереофонических; воспроизводящая квадро-аппаратура плюс акустика тоже стоила больших денег. К началу 80х квадрофония сошла на нет.

Первый  советский квадрофонический проигрыватель "Феникс-2 квадро", 1977  (серийный выпуск с 1978). Мог быть укомплектован соответствующей  акустикой
Первый советский квадрофонический проигрыватель "Феникс-2 квадро", 1977 (серийный выпуск с 1978). Мог быть укомплектован соответствующей акустикой

Первой и единственной квадрофонической пластинкой, выпущенной в СССР, является альбом фолк-рок-группы «Яблоко» (1980).

-9

Самой дорогой грампластинкой в мире, по версии журнала New Musical Express, считается сингл группы The Quarrymen (первой команды, где играли сразу трое из будущих Битлов – Леннон, Маккартни и Харрисон). Пластинка была записана за одну сессию в студии Перси Филлипса в 1958. На ней – всего две песни: «In Spite Of All The Danger» (Маккартни – Харрисон) и «That’ll Be The Day» (Бадди Холли).

-10

Кроме великолепной троицы, в записи участвовали пианист Джон Лоу и барабанщик Колин Хентон. За запись на магнитную ленту с последующим сведением на пластинку звукорежиссер запросил 3 фунта. В целях экономии, будущие битлы решили записываться сразу на ацетилцеллюлозную пластинку, за что заплатили 17 шиллингов и 3 пенса (менее 1 фунта стерлингов; на современные деньги – около 15 фунтов). Этот единственный экземпляр записи и был вручен музыкантам по окончании сессии. До 1960 года пластинка гуляла по рукам самих музыкантов и их друзей, а потом осела у Лоу. В 1981 Маккартни выкупил у него запись за неназванную сумму, сделал 50 отреставрированных копий, и раздарил их друзьям и знакомым (ныне эти пластинки можно иногда приобрести на аукционах за суммы от $15.000).  В настоящее время неоднократно появлялись сообщения от различных коллекционеров, готовых выложить за оригинальный раритет до полумиллиона долларов, однако сэр Пол, похоже, продавать оригинал записи не собирается, поэтому вопрос о коммерческой стоимости раритета остается открытым. А песни с сингла уже публиковались не раз в разных компиляциях.

В США в 50х-60х годах продавались автомобильные встраиваемые проигрыватели для грампластинок. Они были разработаны компаниями Chrysler и Motorola, предназначались для проигрывания синглов, и поставлялись в двух модификациях: как проигрыватель для одиночной пластинки прямо в салоне автомобиля под приборным щитком; и как музыкальный автомат с десятками пластинок в багажнике, с выводом управления на приборную панель. В середине 60х, с появлением компактных более удобных автомагнитол, эти гаджеты быстро вышли из употребления. В 60х-70х был некоторый всплеск интереса к подобным приборам в Испании и Италии, но и он скоро иссяк.

Автомобильный проигрыватель Crysler Highway Hi-Fi, 1956
Автомобильный проигрыватель Crysler Highway Hi-Fi, 1956

Применение слова «альбом» по отношению к грамзаписи обычно объясняют наличием у многих зарубежных пластинок конвертов «с разворотами», даже если альбом не двойной. Однако, не этим объясняется происхождение термина. Это следствие, а не причина.

С конца XIX до середины XX века на пластинках не удавалось разместить большого количества песен. Пластинок у зажиточных семей накапливалось много, а бумажные тонкие конверты быстро приходили в негодность (а иногда пластинки, с целью удешевления, продавались и вовсе без конвертов), и музыку нужно было где-то хранить. Тогда и появились в продаже альбомы, представляющие из себя несколько сшитых вместе бумажных, картонных или кожаных «карманов» для пластинок, в общем переплете.

Альбом  речи тов. Сталина, из 21й пластинки, 1936. Первую сторону первой  пластинки полностью занимали приветственные аплодисменты зала, вторую  сторону последней - послеречевые овации
Альбом речи тов. Сталина, из 21й пластинки, 1936. Первую сторону первой пластинки полностью занимали приветственные аплодисменты зала, вторую сторону последней - послеречевые овации

Потом надобность в них отпала, но название сохранилось.

Интересно, что в США до сих пор существует фирма, производящая подобные переплеты-альбомы, а некоторые коллекционеры уверяют, что в кожаном футляре грампластинка сохраняется лучше, чем в целлофане или бумаге.

Существует система наград для исполнителей, чьи пластинки были проданы наиболее крупными тиражами – т.н. «серебряные» (только в Великобритании), «золотые», «платиновые» и «бриллиантовые» (только в США) диски. В разных странах существует разный подход к определению «драгоценности» той или иной пластинки. «Золотой диск» в США присуждается за 500 тыс. проданных экземпляров альбома, в Англии – за 100 тыс., в Голландии – за 25 тыс. Для «платины» эти цифры соответственно выглядят так: 1 млн, 300 тыс, 50 тыс.

В России присуждение диска зависит от года издания оригинальной записи. Так, например, «золотой диск» может быть присужден за 25-100 тыс. проданных экземпляров; «платиновый» - за 50-300 тыс.

Наградные диски могут быть  полными копиями оригинальных альбомов с покрытием из драгоценных металлов, либо просто сувенирной имитацией.  

"Золотой диск" Deep Purple за альбом "Shades Of Deep Purple"
"Золотой диск" Deep Purple за альбом "Shades Of Deep Purple"
 "Платина" Мадонны за "Like A Virgin"Продо
"Платина" Мадонны за "Like A Virgin"Продо

Будет и третья часть опуса "Рождение винила". Ставьте лайки, и я пойму, что это кому-то интересно. Начало "О виниле и не только" читайте у меня на канале