Найти тему
Лёха Большой

Крымская АЭС. Реактор и прочее.

ВНИМАНИЕ! Запись повышенной радиационной опасности. Просьба удалиться подальше от монитора, надеть костюмы химзащиты и читать с большого расстояния.
Да, не забываем включить дозиметры и поглядывать на табличку:

Немного истории.

Кры́мская а́томная электроста́нция — недостроенная атомная электростанция, расположенная вблизи города Щёлкино в Крыму на берегу солёного Акташского водохранилища (которое планировалось использовать в качестве пруда-охладителя). Проект станции однотипен действующей Балаковской АЭС, недоведённым до проектной мощности Хмельницкой АЭС, Ростовской АЭС и АЭС Темелин. Крымская АЭС в высокой степени готовности была заброшена после аварии на Чернобыльской АЭС (готовность первого энергоблока — 80 %, второго — 18 %).

И ешё мальца, тоже из Википедии

Неблагоприятная экономическая ситуация в стране и катастрофа на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года привели к тому, что к 1987 году строительство было сначала приостановлено, а в 1989 — принято окончательное решение отказаться от пуска станции. К этому моменту на строительство АЭС было затрачено 500 млн советских рублей в ценах 1984 года. На складах оставалось материалов ориентировочно ещё на 250 млн рублей. Станцию начали медленно растаскивать на чёрный и цветной металлолом.

И "добить", так сказать:

В 1998—2000 годах созданное на базе АЭС дочернее предприятие «Восточно-Крымская энергетическая компания» реализовало имущество станции на сумму 2,204 миллиона гривен. К 1 февраля 2003 года на балансе ДП «Восточно-Крымская энергетическая компания» остался только спецкорпус, блок мастерских, реакторное отделение и масло-дизельное хозяйство.

В сентябре 2003 Фонд имущества продал уникальный датский кран «Kroll» K-10000, установленный для монтажа ядерного реактора, за 310 тысяч гривен при первоначальной цене в 440 тысяч гривен.[4] До его демонтажа высотный кран использовался для бейсджампинга. Прыжки осуществлялись с нижней (80 м) и верхней (120 м) стрел крана.
В 2004 году Кабинет министров Украины передал Крымскую АЭС из ведения Министерства топлива и энергетики Совету министров Крыма. Далее, Совмин Крыма должен был продать полученное имущество АЭС, а деньги должны были пойти на решение социальных и экономических проблем Ленинского района Крыма, и в частности г. Щёлкино.

После этого должны были распродаваться оставшиеся части Крымской АЭС: реакторное отделение, блочная насосная станция, корпус мастерских, охладитель на Акташском водохранилище, плотина Акташского водохранилища, подводящий канал с водоприёмным резервуаром, масло-дизельное хозяйство станции, дизель-генераторная станция. Далее, известно, что в начале 2005 года Представительство Фонда имущества Крыма реализовало реакторное отделение Крымской АЭС за 1,1 млн грн ($207,000) юридическому лицу, название которого не разглашается.

Существует свидетельство, что реактор ВВЭР-1000, так и не установленный в подготовленное для него помещение, был разрезан на лом в 2005 году…

И так далее. Я туда приехал в 2011 году и… В очередной раз убедился, какими "редисками" были советские строители. Ну сами посудите: потомкам денег хочется сорвать, до зуда в заднем проходе, всё, что советы настроили — не разбирается и не ломается. А целом виде оно не продаётся. Беда!

В общем приехал.

-2

Вокруг — аппокалисец и армагидец. Иначе и не скажешь.

-3

Дербанили-дербанили, но много чего осталось. Объект является частной собственностью (точнее земля под ним) доступ посторонних запрещён. Но, за малую денежку, охранник быстренько переквалифицировался в экскурсовода. Я поначалу отказывался от экскурсии, но охранник сказал:" Мы тут одного запустили. Потом неделю искали". С человеком ничего не случилось. Он был цел и здоров. Он просто заблудился в лабиринтах здания. Я в этом убедился лично. Здание, где находится реактор — 16 этажей хитросплетений переходов и лабиринтов.

-4

Бесконечные ступеньки в свете фонарика. И вот, вход в зону повышенной радиации. Что то типа кожуха реакторной зоны. (Специалисты, если есть — поправьте).

-5

С наружной стороны дверку уже украли, а с внутренней — вполне себе дверка есть.

Эту фотку снимал, прижавшись спиной к реактору
Эту фотку снимал, прижавшись спиной к реактору

Вокруг раскиданы… Я сначала думал турбины какие.

-7

Ан нет. Фанаты турбирования моторов: можете сглотнуть набежавшую слюну. Вам оно не надо будет. Во первых это водяные насосы охлаждения реактора, во вторых они вот такого размера.

Рост ребёнка 1,7метра
Рост ребёнка 1,7метра

Предвижу уже возгласы: давай реактор, не томи!
Таки вот он:

-9

Это в первом энергоблоке. Его успели установить. Второй, как написано выше, был не установлен. А в 2005 году порезан на металл. Кстати, охранник говорил, что тому, кто сможет выдрать реактор из здания владелец нынешний даст миллион долларов. Сколько пытались — не получается. Крепко "советы" строили. А там металл какой то жутко тугоплавкий и твёрдый.

Внутри.

-10

Сюда, как я понял закладывается топливо, а сверху устанавливаются стержни для регулирования реакции.
У всего этого хозяйства крыша съёмная — для перезаправки топливом.

Коридоры, лестницы в свете фонарика.

-11

Вылезаем на крышу.

Видны остатки турбинного зала и зала управления (тот что целей)

-12

Сзади — Акташское водохранилище (которое планировалось использовать в качестве пруда-охладителя).

-13
Кран, поставленный ещё при Союзе и до сих пор используемый для грабежа.
Кран, поставленный ещё при Союзе и до сих пор используемый для грабежа.

Насладившись пейзажами, спускаемся вниз. Снова бесконечные лестницы и переходы.

-15
-16

Мы на улице. Идём к машине и едем в сторону Багерова.

Всё, "химзу" можно снимать, дозиметры выключать. Уровень радиации должен быть естетственным. Как видно из фоток, лазили мы с сыном без всякой защиты. Топливо на ту станцию завозили, но не загружали. Так и увезли не тронутым. Так что "светиться" там нечему, обычная стройка. Увы, не законченная, но разграбленная. А жаль…

Всегда ваш, Большой 75

-17

Кстати, после станции поехали в Багерово. Бывший военный аэродром. Тоже заброшен. Но взлётка в идеальном состоянии.

-18
-19

Говорят, не выдерживает современные самолёты. Вот уж не знаю… Видимо просто никому не надо.