Найти тему

Повести о жизни и о храбрости богобоязненного и Великого князя Александра.


О, Господь наш - Иисусе Христе – Сыне Божий!
Я презренный, многогрешный и мало смыслящий, покушаюсь описать житие Святого князя Александра сына Ярослава и внука Всеволода.
Поскольку слышал от отцов своих, домочадец (воспитатель детей) и очевидцем являюсь взрастания его и рад был исповедать (вам) святое и честное, славное житие его. Но уже приточник (говорящий «притчами») говорил: -«В душу искусную, через злые намерения, не входит премудрость, ибо только на высоких краях существует, посередине узкой тропинки стоит, при вратах же Сильных (чин ангельский) с другими соучаствует».
Если я и груб есть умом, то с молитвой к Святой Богородице и с помощью Святого князя Александра начало повести положу.
Сей князь Александр, Богом рождён был от отца милосердного, но мужественного, более же кроткого, Великого князя Ярослава и от матери Феодосии. Так уже говорил пророк Исайя: -«Так говорит Господь: -“Князей я устраиваю, ибо сутью освящаю их Я и вожу их“. Ибо, во истину, без повеления Божьего не было бы княжения его. Но Я поднимал его выше иных людей и голос его, как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, что был поставлен египетским царём, вторым после царя в Египте. Сила же его часть силы Самсона. И дал ему Бог мудрость Соломона, храбрость же его, как у царя римского Веспасиана, который пленил всю землю Иудейскую. Когда исполнился мыслью к городу Атапату приступить, то вышедшие граждане, победили полк его. Остался он один, но возвратился к воротам города ихнего с силой воинской. Тогда посмеялся над прежней дружиной своей, и укоряя её, говорил: -«Оставили меня одного».
Так же и князь сей -Александр, побеждал, оставаясь непобедимым. Этого ради если кто властный от Западной страны, которые называются «слуги Божии» и от них придёт, желая видеть дивный возраст его, как и в древности царица Южная приходила к Соломону, желая слышать премудрости его, так и сей – именем Андриан, увидев князя Александра, возвратился к своим и говорил: -«Прошёл страны и народы, но не видел такого ни среди царей, ни среди князей».
Такое услышал король части Римской империи из северной страны о мужестве князя Александра и помыслил в себе: -«Пойду и пленю землю Александрову». Собрал силу воинскую великую, и наполнил корабли многими полками своими, двинулся в силах тяжело вооружённых, дыша духом войны. Приходит в реку Неву и шатаясь безумием (проводя время в праздности), и в гордыне посылает силы свои в Новгород - к князю Александру, говоря: -«Если можешь, сопротивляйся мне, а то я уже здесь и пленяю землю твою!»
Александр услышав слова такие, разгорелся сердцем, входит в церковь Святой Софии и падает на колени пред алтарём и начинает молиться со слезами: -«Боже прославляемый и праведный, Боже великий и крепкий, Боже предвечный, сотворяющий небо и землю, поставивший границы народам, повелевший жить, не преступая в чужие уделы». Вспомнил уже псаломские стихи, говорил: -«Суди Господи, обижающих меня и запрети им бороться со мной. Прими оружие и щит, стань помощником мне». (Псалом 34. Суди Господи, обидчиков моих, сразись с воюющими со мной. Прийми оружие и щит, и восстань в помощь мою. Возьмись за оружие и щит, и восстань на помощь мне). Окончив молитву, встал и поклонился архиепископу Спиридону, который благословил его и отпустил. Он же вышел из церкви, вытер слёзы и начал укреплять дружину свою, говоря: -«Не в силе (войске) Бог, но в Правде (Законе). Вспомним песнотворца, что говорил: -«Сии в оружии, сии на конях. Мы же имя Господа - Бога нашего призовём. Те были и пали, мы же встанем и стоим прямо в будущее». Это сказав, идёт на них с малой дружиной, не дожидаясь многой силы своей, уповая лишь на Святую Троицу.
Удивительно было слышать, что отец его -честный Ярослав Великий, не был уведомлён о восстании сына своего милого Александра (против Шведов), не было времени послать весть к отцу, что уже войско (вражеское) приближается. С тем же и многие новгородцы не присоединились к нему, так как торопился князь выдвинуться.
Пошёл на них в день воскресения июля в 15 (число), «Памяти Святых отцов собора 630 лета», бывшего в Халкидоне и Святого мученика Кирика и Улиты, имея веру великую к Святым мученикам Борису и Глебу.
Был некий муж -старейшина в земле Ижорской, именем Релгуй, которому была поручена стража морская. Принял святое крещение, живя посреди рода своего, существовавшего в язычестве. Нарекли же ему имя при святом крещении Филипп. Жил богоугодно, в среду и пятницу пребывал в голоде. Этим сподобил его Бог увидеть видение страшное в те дни. Кратко скажем о том.
«Увидев силу ратную, идущую против князя Александра, расскажи ему о лагере и укреплении их» Стоял он при крае моря, сторожа оба пути и пребывал там всю ночь в бодрствовании. И только начала входить Солнце, услышал шум страшный на море и увидел насад один весельный и посреди насада стоят Святые мученики Борис и Глеб в одеждах багровых и были пуки их на плечах. Гребцы, сидящие, были туманом одетые. Говорит Борис: -«Брат Глеб, вели грести, поможем родственнику своему Александру». Видел такое видение и слышал такой голос от мученика, стоял трепетный, пока насад не скрылся от взора его.
Потому поспешил к князю Александру и увидел он князя Александра радостным взором, исповедал ему видение. Князь же говорит ему: -«Этого не говори никому».
Оттуда поторопился напасть на них в 6 часов дня. И была битва великая над Римлянами. И избил их множество бесчисленное, от них и самому королю возложил «печать на лицо» острым своим копьём.
Здесь же проявились в полку Александровом шесть мужей храбрых, что мужественно вместе с ним крепко бились.
Один именем Гаврило Олексичь (Александрович). Этот наехал на шнек, увидев королевича, с мечом под рукой въехал по доскам, по которой поднимались Шведы, вплоть до самого корабля. Забежал перед ним на корабль и быстро оборотившись, сбросил Гаврилу с доски, вместе с конём, в Неву. Божией милостью выходит из воды, не повредив себе и снова наехал и теперь уже бился с самим воеводой посреди полку ихнего.
Другой новгородец именем Збыслов Якунович, наезжал множество раз на полк их и бился одним топором, не имея страха в сердце своём. И пали несколько от руки его, и дивились силе его и храбрости.
Третий – Иаков, половчанин и ловчий княжеский. Этот наехав на полк с мечом мужественно и похвалил его князь.
Четвёртый – новгородец именем Миша. Этот пешим с дружиной своей наехал на корабли и погубил три корабля Римлян.
Пятый – от молодых людей именем Сава. Этот наехав на шатёр великий (королевский), златоверхий и подрубил столп шатёрный. Полки же Александра, видя падение шатра, возрадовались.
Шестой – из слуг его, именем Ратмир. Этот был пеший и обступили его множеством. Он же от многих ран пал и скончался.
Это всё слышал от самого господина своего Александра и от иных, кто в то время находился в той битве.
Было в то время чудо дивное, как и в древние времена при Езекии- царе, когда пришёл Сенахирим- царь Ассирийский на Иерусалим, желая пленить Святой город. И внезапно вышел ангел Господень и избил от полка ассирийского сто восемьдесят пять тысяч (в Библии можно верить многому, но только не цифрам потерь). Встали утром и нашли всё в трупах их мёртвых. Так же было и при победе Александра, когда победили короля по обоим сторонам реки Ижоры, даже где было непроходимо для полка Александрова. Здесь так же нашли многое множество избитых от Ангела Божьего. Оставшиеся побежали. Трупы мёртвых своих побросали в корабли и потопили в море. Князь Александр возвратился с победой, хваля и славя имя своего Творца.
Во второе лето, после возвращения князя Александра, приходят снова из Западной страны и возродили город в отечестве Александра. Князь же Александр вскоре идёт и разрушает город этот до основания. Самих убивает, а оставшихся ведёт с собой, а иных, помиловав, отпустил: ибо был милостив, более всякой меры.
После победы Александра над королём, в третий год, уже зимой, пошёл на землю немецкую в великой силе, дабы не похвалялись, говоря: -«Укоротим словенский язык (народ) ниже себя». Ибо уже город Плесков был взят и тиуны их посажены в городе. Тех тиунов князь Александр изъял, город Плесков освободил от плена. Землю их повоевал и пожёг, и полон их взял без числа, а иных побил. Иные же города немецкие объединились и сказали: «Пойдём и победим Александра и поимеем его руками».
Когда приблизились ратники, то почуяли их стражники Александра. Князь Александр ополчился и пошёл против, и покрыл озеро Чудское множеством от обоими воинств. Отец его Ярослав прислал было ему брата меньшего Андрея на помощь с многими дружинниками. Так же и у князя Александра было множество храбрых, как у древнего Давида царя сильного и крепкого. Так и мужи Александровы исполнились духа ратного, ибо были их сердца, как сердца львов, и сказали: -«О! княже наш честной! Ныне пришло время нам положить головы свои за тебя!» Князь же Александр воздел руки на небо и говорит: -«Суди меня Боже! Рассуди распрю мою с народом многословного и помоги мне, Боже, как древле Моисею против Амалика и прадеду моему Ярославу на окаянного Святополка».
Была же тогда суббота. Взошло Солнце и сошлись оба войска. И была сеча злая и треск от копий, сломанных и звук от столкновения мечей, когда же на озеро, замёрзшее, двинулись, то не стало видно льда, ибо покрылся весь кровью. Это же слышал от очевидца, который рассказал мне, что видел полк Божий в воздухе, пришедший на помощь Александру, так и победил их с помощью Божией. И расправили ратники плечи свои и рубили их, гнали их как по воздуху и не было куда им убежать. Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина (библейский герой) у Иерихона. И которые похвалялись: «Возьмём Александра руками своими», их дал Бог в руки его. И не найдётся противника ему в битвах уже никогда.
Возвратился Александр с победой славной, когда было множество многое пленённых полком его. И вели их босыми рядом с конями, те, кто именовали себя «Божьими ратниками». А как приблизился князь к городу Плескову, игумен и попы в ризах со крестами и весь народ собрались перед городом, подавая хвалу Богу и славу господину – князю своему Александру, воспевая песнь: «Пособи, Господи, кроткому Давиду победить иноплеменников, верному князю нашему оружием крещёным и освободить город Плесков от иноплеменников рукою Александровой».
О! невежды плесковские! Если это забудете даже до правнуков Александровых, то уподобитесь жидам, которых пропитал Господь манною и перепелами печёными, и это всё забыли, как и Бога своего, выведшего их от работы на Египет.
И прославилось имя его по всем странам до моря Египетского и до Араратских гор, и по иную сторону моря Варяжского до самого великого Рима. В это время умножился народ Литовский, который начал пакости приносить на волости Александровы. Он же пошёл и избил их. Один раз привелось ему выйти, чтобы побить 7 ратей единым выездом, множество князей их избил, а иных руками изловил. И слуги его, ругаясь, привязывали их к хвостам своих коней. Тогда начали блюсти имя его.
В то время был некий царь сильный на Восточной стране, которому Бог покорил народы многие, от самого Востока до Запада. Тот царь услышал такую славу про Александровскую храбрость и послал к нему послов, говорящих: «Александр, ведаешь ли, как Бог покорил мне многие народы? Лишь ты один не хочешь покориться силе моей! Но если желаешь соблюсти землю свою, то вскоре приди ко мне и увидишь честь царства моего!».
Князь Александр приходит во Владимир, после смерти отца своего, в силе великой. И был грозен приезд его и помчалась весть о нём до устья Волги. И начали жёны моавитские пугать детей своих, говоря: -«Князь Александр идёт».
Обдумал князь Александр и благословил его епископ Кирилл, пойти к царю, в Орду. И увидел его царь Батый, и удивился, говоря вельможам своим: -«Во истину мне сказали, что нет подобного ему князя». Воздав почести, честно отпустил его.
После этого разгневался царь Батый на меньшего брата Александра – Андрея, и посылает воеводу своего Неврюя повоевать землю Суздальскую. После «разграбления Неврюдовского», Великий князь Александр церкви воздвигнул, грады наполнил людьми разбежавшимися, собрав их в дома свои. Ибо о таких говорил пророк Исайя: «Князь благой в странах тех, приветлив, кроток, смирён по образу Божьему есть». Не смотрит на излишества и не презирает кров праведного, сирот и вдовиц правдой судил, милости любящий, а не злато возлюбивший, благ домочадцам своим и внешним, что из стран приходили – кормилец. На таких презирает Бог щедротами мира, ибо Бог мира не Ангелом любит, но человеком этим щедро наделяет, учит и показывает перед миром милость свою.
Расширил Бог землю князя Александра богатством и славой, и продлил Бог лета жизни его.
Некогда приходят к Александру послы от папы, из великого Рима, говорящие: - «Папа наш так говорит: - “Слышали про тебя, как князя честного и славного и земля твоя велика. Этого ради прислали к тебе из двадцати кардиналов двух искуснейших - Галда и Гемонта и послушаешь учения их о Законе Божием“.
Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписался к папе, говоря: -«От Адама до Потопа, от Потопа да (Вавилонского) разделения языков, от расхождения народов до начала от Авраама, от Авраама до прохождение народа Израиля сквозь Чермное море, от «Исхода» сынов Израилевых до умертвления царя Давида, от начала царствования Соломона до царя Августа, от начала Августа и до Христова рождества, от рождения Христова до страсти и воскресения Господнего, от воскресения же его и до восшествия на Небеса, от восшествия на Небеса до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого – это всё ведаем, а от вас учения не принимаем». Они же возвратились восвояси.
И умножились дни «живота» его в великой славе, ибо любил иерея и любил иноков, и нищих любил, митрополита же и епископа почитал и послушался их, как самого Христа.
Была же тогда великая от иноплеменников, гонящих христиан, приказывая им с собой в войнах участвуя. Князь же Великий Александр пошёл к царю, дабы отмолить людей своих от той беды.
А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и ближних своих домочадцев, говоря им: -«Служите сыну моему, как самому мне всем «животом» своим».
Пошёл князь Дмитрий в силе великой и пленил землю Немецкую и взял град Юрьев и возвратился к Новгороду с многим полоном и с великими трофеями.
Отец же его князь Великий Александр возвращался от иноплеменников и дошёл до Новгорода Нижнего и тут пребывал в слабом здоровье, дошёл до Городца и разболелся.
О! Горе тебе, бедный человече! Как сможешь описать кончину господина своего! Как не выпали у тебя зеница вместе со слезами?! Как не сорвётся сердце твоё от укоренения? Отца оставить человек может, а доброго господина оставить не может, а если бы можно было и в гроб бы с ним полез.
Пострадал за Бога крепко, оставив земное царство и стал монахом, ибо было желание его больше меры ангельского образа. Сподобил же его Бог и большего чина принять – схиму. И с тем Богу дух свой предал, с миром скончался месяца ноября в 14 день, на память Святого Апостола Филиппа.
Митрополит Кирилл говорил: -«Чада мои, разумейте, что уже зашло солнце земли Суздальской! Ибо уже не обретётся такой князь ни один в земле Суздальской!». Иереи и дьяконы, черноризцы, нищие и богатые, и все люди говорили: -«Уже погибаем». Святое тело его понесли к городу Владимиру. Митрополит же с чином церковным, вместе с князьями и боярами, и весь народ малый и великий собрались в Боголюбском со свечами и кадилами. Народ собравшийся, хотел прикоснуться честного одра Святого тела его. Был же вопль и крик, и тужение тяжкое, какого не было, так, что и земля потряслась.
Положено было тело его в «Рождестве Святой Богородицы» в архимандритии великой, месяце ноябре в день 23, в памяти Святого отца Амфилохия.
Случилось же тогда чудо дивное – памяти достойное. Когда было положено святое тело его в раку, тогда Севастьян эконом и Кирил митрополит хотели разжать ему руку, чтобы вложить ему грамоту душевную. Он же сам, как будто живой, протянул руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И пронял их ужас и едва отступили от руки его.