Для начала разберем сладкую парочку “глюков”, которым приписывают огромное значение в достижении различных целей.
Первый-это Мотивация. Непонятное многим понятие, которое пришло к нам с корпоративной “культурой” Запада.
Сошлюсь на Википедию:
“Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию и активность”.
Ключевые слова: побуждение задающее направленность. Переводим на русский: кто-то посылает кого-то, в каком-то направлении, а если тот не движется, то психофизиологически помогают.
Второе модное понятие - Стимул. Не сочтите за рекламу, но опять процитирую Википедию:
Стимул — сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие.
Есть странное совпадение названия одного предмета и понятия. Стимулом называлась остроконечная палка, которой погоняли ослов и прочий скот.
Стимулом, сегодня называют даже зарплату. Представьте на секунду эквивалент одного тычка острой палкой “по мягкому” к рублю в зарплате. Курс возьмем демократичный 1:1 Средняя зарплата по России 36 тысяч тычков острой палкой в месяц. Плюс премия и отпускные. За сверхурочные требуйте "дотыкать" еще!
Смешно и печально, но такой ”глюк” надежно сидит в головах взрослого населения.
Поделом, если человек ленится разобраться в вопросе, то ему остается только стимул и мотивация.
Так как же научить ребенка добиваться целей?
На предмет постановки целей написано море материала в книгах и интернете.
Но все они сведут к одному- цель должна быть видимой и измеримой.
Мало где пишется, но надо видеть путь к цели по шагам. Шаги должны быть исполнимы без особых навыков. Юный "достигатор" должен собрать цепочку из действий, которые он способен сам сделать без подсказки и помощи.
Ребенок до 7-8 лет, сам себе цель не поставит, так как только формируется логическое мышление, а есть только желание чего-либо.
Вот задача родителя на этом этапе перевести желание в измеримый фактор.
Например ребенок хочет подтянуться на турнике, но пока не может-это желание.
Желание переводим в цель, объясняя ребенку, что он пока не может подтянуться так как мышцы спины и рук не натренированы в нужной степени. Это поправимо регулярными тренировками гантелями с нарастающей нагрузкой. Вместе пишете список и количество упражнений, добавляете табличку контроля.
Важно обязательно пояснить, что если ребенок, по какой-то причине, отложит выполнение упражнений, то откладывается и его результат.
Вместе нарисуйте цель и разместите рядом табличку.
Вот на этом этапе можно мягко мотивировать похвалой за выполненные пункты плана, подкреплять приятным подарком и вкусненьким. Стимул тоже можно применять, но в легких пропорциях, за лень лучше в шутку подначивать, но не перегибать палку.
Достигать целей-это привычка. Так же как и не достигать.
Острые палочки оставим тупым осликам.