Почему за криптовалютные "преступления" лучше отвечать на родине
В стане сторонников Саши WME, как в IT-кругах часто называют Александра Винника, праздник - греческий суд принял повторное решение об экстрадиции технического эксперта BTC-e в Россию. Возможно, повторится история Дмитрия Зубахи, русского хакера, которому в 2013 году удалось уйти от американского правосудия и вернуться домой, где он получил 3 года условного срока.
Сегодня минимум 3 страны претендуют на то, чтобы судить Винника за различные преступления: США, Франция и Россия. Если все пойдет так, как этого хочет защита обвиняемого, то Александр Винник вернется в Россию, где ему будет грозить существенно меньшее наказание, чем в США или во Франции.
Дело Винника и Дело Зубахи
Оба айтишника были арестованы во время летних отпусков - Александр отдыхал в Греции, а Дмитрий на Кипре. Кстати, и одного и другого взяли в июле - месяц, что ли, несчастливый для айтишников. Дмитрию на момент ареста было 25, а Дмитрию 38 - люди достаточно молодые. Грозивший им, минимум, 20-летний срок в американской тюрьме - достаточная причина, чтобы сдаться в руки родному правосудию.
Александру вменяют в вину работу администратором в печально известной бирже BTC-e, которая была закрыта в 2017 году по решению калифорнийского суда. Суть обвинений - пособничество в отмывании денег киберпреступников через криптовалютные транзакции.
Дмитрия американские правоохранители обвиняли в хакерских атаках на сервера Amazon и E-Bay и других американских компаний в 2008-2009 годах. Ему повезло, что на момент ареста он официально работал на компанию "Ашманов и партнеры". Компания сумела привлечь к делу адвоката, который сумел развернуть дело в выгодную для клиента сторону.
Кстати, дело Винника ведет тот же самый адвокат, поэтому шансы на благоприятное разрешение непростой ситуации довольно высоки.
Доводы защиты
Александр заявляет, что был чисто техническим специалистом и никакого отношения к управлению биржей не имел. Отчасти это подтверждается нулевым результатом множества журналистских расследований, которые также не сумели найти бенефициаров BTC-e.
Дмитрий ссылался на доказанный факт кражи его ноутбука в офисе " Ашманов и партнеры" и на то, что его квалификации на момент совершения преступлений была недостаточной для организации атак такого уровня.
Чего опасаться тем, кто в зоне риска?
Сегодня попасть под колесницу американского правосудия может практически любой активный участник криптовалютной движухи и каждый первый программист высокой квалификации. Достаточно, например, того, что при проведении ICO вы недостаточно чисто вели политику KYC (Know You Client)- знай своего клиента. Телеграм Паспорт, который решает эту проблему, появился совсем недавно.
Если среди покупателей ваших токенов окажется хоть один американский гражданин - вас и всю компанию обвинят в продаже незарегистрированных ценных бумаг и,- кирдык! Арест, вспышки телекамер, ФБР - вот это все.
А BTC-e обвинили в том, что через нее осуществлялись анонимные транзакции, что, по мнению суда, и привлекло кибер-преступников. Тот факт, что биржа с 2011 до 2017 года обслуживала преимущественно российских граждан, для которых черная и серая касса - нормы предпринимательской жизни, никого в Калифорнии не волнует. Сервера, счета в оффшорах и биткоины на не разглашаемую сумму были арестованы в один миг.
Что касается программистов, то невозможно эффективно защищать программные продукты, если не иметь представления о способах их взлома. Поэтому докопаться при желании можно до любого.
Многие вливаются в криптовалютное движение именно из-за возможности сохранить анонимность финансовых переводов. Некоторые особенно дальновидные ценят управление персональными данными без всеведущего ока Старшего Брата. И все это, по мнению правоохранителей, автоматически зачисляет вас в армию кибер-преступников. В России же законодатели пока так и не определились, запрещать или нет биткоин. А программистов берегут и в тюрьму за исследования сажают редко.
Как уберечься?
Ну, во первых, помнить, что "сотрудничество со следствием" практически гарантированно будет использовано против вас. То есть старое тюремное правило не верить операм и не сотрудничать со следствием работает и здесь. Тот же Дмитрий Зубаха, например постоянно подвергался давлению и уговорам ФБРовцев согласится на экстрадицию в США и "получить визу и продолжать работать в США".
К нему, как часто делают и в российских изоляторах, подсадили русскоговорящих сокамерников, которые "советовали от чистого сердца" согласится на экстрадицию. И именно отказ Дмитрия от экстрадиции стал решающим в благоприятном исходе. Без его добровольного согласия решение нужно было получать через суд. А уже в суде адвокат сумел доказать, что запрос из России российского гражданина более обоснован, чем желание американских властей видеть его в США.
Во-вторых, не надеятся, как Александр Винник, что вы сами сможете почувствовать неладное и рассчитывать на то, что для вашего ареста нужно будет готовить сложные межгосударственные документы. Опять же, - Зубаху арестовали просто на основании письма по факсу. Причем ордер был выписан спустя 2 года после совершения предполагаемого преступления.
В-третьих, даже если суд принял решение об экстрадиции в другую страну - это еще не конец. По делу того же Винника в декабре суд принял решение о выдаче его в США. И вот июль и суд принимает прямо противоположное решение.
В общем, берегите себя друзья! Подписывайтесь на Криптораму здесь, в Фейсбуке https://www.facebook.com/robothodler/, и Телеграмме https://t.me/cryptoramma
И расшарьте старину Робота Ходлера! Чем больше людей будут знать о том, как вести себя при внезапном аресте за границей, тем больше у них шансов сохранить свободу.