В постоянном стремлении повысить прибыльность владельцы малого бизнеса изучают множество вариантов. Они наращивают маркетинг, улучшают обслуживание, нанимают продавцов и пытаются повысить численность существующих клиентов. Эти и другие вещи, безусловно, могут оказать положительное влияние на краткосрочную прибыль.
Но действительно ли они улучшают долгосрочную стоимость бизнеса? Когда дело доходит до оценки бизнеса, существует множество факторов, которые выходят за рамки только финансовых показателей. И хотя продажа бизнеса является наиболее распространенной причиной, по которой владельцы бизнеса ищут оценку, многие владельцы теперь используют их для стратегического планирования и определения факторов стоимости, способных ускорить рост и увеличить будущие доходы.
1. Защитный рынок
Бизнес с лояльными клиентами и партнёрами сделает ваш бизнес более ценным. Это потому, что лояльность добавляет стабильность и предсказуемость. Она служит своего рода «рвом» вокруг бизнеса и затрудняет захват вашей доли рынка конкурентами.
2. Собственные методы или технология
Предприятия, которые разрабатывают уникальную технологию, инструмент, приложение или какой-то процесс, как часть текущих операций, более жизнеспособны. Они не должны быть запатентованы, чтобы быть ценными. Но вы должны защищать их конфиденциальностью. Удостоверьтесь, что вы в состоянии чётко объяснить особую цель и преимущества того, что вы разработали.
3. Доля рынка
Является ли ваша компания лидером на рынке или в отрасли? Доминирующее место или доля рынка может быть большой фактор в стоимости вашего бизнеса. Даже если вы не лидер в своем пространстве, высокое признание бренда, надежность продукта/услуги и удовлетворенность клиентов сделают ваш бизнес более привлекательным для потенциальных покупателей.
4. Повторные клиенты
Высокий уровень удержания клиентов из года в год является ещё одним важным фактором для вашего бизнеса. У вас долгосрочные контракты (более 12 месяцев)? Ключевым фактором стоимости являются постоянные клиенты, которые хотят и должны оставаться с тем, что вы предлагаете, потому что они удовлетворены.
5. Диверсифицированная клиентская база
Предприятия, которые в значительной степени полагаются на ограниченное число крупных клиентов, менее ценны в глазах потенциальных покупателей. Представьте, если один или несколько из этих клиентов уходят. Ваш бизнес в одночасье может потерять 30—50 процентов объемов продаж и существенно пострадать. Хорошим правилом является то, что 5% —10% ваших клиентов должны давать не более 25% от вашего дохода.
6. Лояльные сотрудники
Покупатели бизнеса и специалисты по оценке почти всегда будут смотреть на средний уровень занятости среди ваших сотрудников. Они хотят знать, что люди, которые делают бизнес успешным, останутся на месте. Наличие лояльного, преданного делу персонала, который стремится к успеху компании, независимо от изменения собственности, будет ценным для потенциального покупателя.
7. Производственное преимущество
Нашел ли ваш бизнес способ сделать продукт или предоставить услугу более эффективно и с меньшими затратами? Бизнес, который может вывести продукт на рынок ниже средней стоимости, имеет преимущество у покупателя. Это может произойти через производственные партнерства, уникальное финансирование или другие способы.
Это лишь некоторые из драйверов стоимости, которые можно найти практически в любом малом бизнесе. Присмотритесь к своим операциям, и вы можете обнаружить скрытые драгоценные камни, которые придают дополнительную ценность вашей компании.