Найти тему
Экипаж ХРЕН13

Двухмесячный поход. Часть 4: долгий путь к Байкалу.

Побывав на Черном и Азовском морях, посетив город-Герой Волгоград, окунувшись в горько-соленые озера и насладившись великоленым Горным Алатаем, мы взяли курс на Байкал.

05.08. Наш путь лежит к Байкалу, если получится, то заедем еще в пару интересных мест, ну а нет — увы.

Приехали в Бийск, пободались с вокзальным компьютером, выяснили, что от Новосибирска мы легко доберемся до Иркутска. Взяли билеты до Новосибирска в общий вагон.

Вагон оказался достаточно полным, но все, кроме меня, в целом, выспались.

У людей возникает нездоровый интерес к моей забинтованной руке: сначала на вокзале мужик поинтересовался не туго ли наложена повязка, оказывается он руководитель детского турклуба (ну или чего-то в этом роде) и у него пионер недавно так наложил себе повязку, что руку раздуло как подушку. Потом, при посадке в поезд проводницы сначала спросили болит ли у меня рука — нет блин, просто так завязала! А потом долго ахали, как же я с таким рюкзаком и больной рукой.

-2

06.08. В семь утра приехали в Новосибирск. Выяснилось, что в Бийске вокзальный компьютер врал и билетов до Иркутска на ближайшие 3 дня нет. Решили тупо двигаться в нужном направлении и взяли билеты до Красноярска. Поезд только через 15 (!!!) часов.

Все утро тусили на вокзале, потом начали бродить по городу и наткнулись на кинотеатр.

Только вышел «Ночной дозор» — весь город обклеен афишами, Сашка сказал, что очень хотел посмотреть этот фильм и нам просто необходимо сходить. Он у нас вообще большой поклонник Лукьяненко, а тут еще на афише Хабенский в профиль ну вылитый Сашка. Я Хабенского просто обожаю, короче решили идти.

Вломились в кинотеатр такие красивые и с рюкзаками, а там как будто советская власть не закончилась: все такое монументальное, красный бархат на стенах, кассирша и билетерша в белых накрахмаленных блузах. Цена на билеты нормальная, но на утренний сеанс ниже, чем на дневной. На утренний мы уже не успевали т. к. с рюкзаками нас пускать отказались, хранить их у себя тоже, и нам надо еще было куда-то их пристроить. Мы сделали вид, что очень расстроены, а Мариныч толкнула длинную речь о том, как тяжело нам в походе и сколько нам еще ехать. Тетки сжалились и сказали, что пустят по утреней цене и вообще будут нас очень ждать.

На вокзале мы нашли братьев-походников, они тоже ждали поезда и согласились последить за нашими вещами. Мы свалили их и наши рюкзаки в общую кучу и отбыли на просмотр фильма. «Ночной дозор» мне очень понравился, теперь хочу прочитать книгу. Сашка, как главный специалист, сказал, что в ней все не так, но фильм вроде ничего.

На самом-то деле «Ночной дозор» оказал дикое влияние на нашу изнеженную лесом и природой психику. Следующую неделю все разговоры так или иначе переходили на обсуждение фильма или актеров, а уж какие сны нам стали сниться красочные по его мотивам)))

От фильма я была в восторге и когда вернулась в Москву пересматривала его очень много раз, после чего решила, что сам фильм нормальный, но не гениальный, просто я вспоминаю время и обстановку первого просмотра. Книги о дозорах я прочитала и после проштудировала почти всего Лукьяненко — теперь это один из моих любимых авторов, особенно ранние произведения. Ну и с гордостью могу теперь говорить, что первый Дозор посмотрела в Новосибирске, второй — в Твери, говорят скоро третий выйдет…

Вернулись на вокзал под впечатлением, очень хочется жрать и пива, но денежный лимит на сегодня уже превышен. От кедровых орешков оскомина на языке. Мы просто измаялись, не зная чем себя занять. А кресла для всех российских вокзалов (во всех крупных городах на вокзалах кресла одинаковые, только разного цвета) проектировал какой-то урод т. к. на них невозможно не то что лежать, но и долго сидеть.

Ура! Приехал поезд и тут… проводница в поезде попалась молодая, усталая и очень дотошная: долго сверяла билеты с паспортами и когда очередь дошла до Сашки радостно объявила нам, что его удостоверение не действительно. Мы просто офигели от такой новости! Все наши билеты уже были порваны и что теперь? Хорошо, что у нее хватило ума спросить совета у второй проводницы. Та посмотрела на наш внешний вид, спросила похож ли Сашка на фотке и сказала, что раз мы- это мы, то ссаживать нас не стоит.

Оказывается, когда Сашке, еще в Москве, выдавали это временное удостоверение взамен утерянному паспорту, то указали, что действительно оно только месяц (после этого паспорт будет готов) т. е. до 2-го августа. Все было бы можно исправить просто дописав своей рукой продление, но Сашка что бы удостоверение не истрепалось закатал его в скотч. Ну и все, теперь он без документов.

07.08. Утром приехали в Красноярск, Мариныч и Сашка сразу двинулись в привокзальное отделение милиции. Менты поржали и сказали, что делать ничего не будут, а нам прямая дорога в Москву на перекладных электричках.

Красноярск. Памятник художнику Андрею Геннадьевичу Поздееву, уроженцу Красноярского края.
Красноярск. Памятник художнику Андрею Геннадьевичу Поздееву, уроженцу Красноярского края.

На улице +7 и идет дождь. Мариныч и Сашка облазили весь Красноярск в поисках паспортно-визовой службы, нашли, но сегодня воскресение и все закрыто. Когда вернулись на вокзал долго возмущались мастерству местных водителей, которые перед лужами не только не притормаживают, но еще и газуя жмутся к тротуару дабы посильнее окатить грязью.

Билетов до Иркутска нет, но кассирша, увидев Сашкино удостоверение, сказала, что даже если бы и были, то нам она их не продала. Мы призадумались, что делать дальше: тыкаться во все кассы и пытаться у невнимательной кассирши купить билет до Москвы, но нет гарантии, что какой-нибудь патруль, которых на подъезде к Москве наверняка будет предостаточно, не ссадит нас посреди дороги. Или ждать до завтра открытия паспортно-визовой службы, но тоже не факт, что нам там помогут. И как же Байкал?! Посовещавшись, мы решили добираться до Иркутска на всех возможных видах транспорта, куда нас пустят, а там уже пытаться пробить лбом стену бюрократии.

Взяли билеты на электричку до Уяра, пока грузились туда вымокли до нитки и замерзли как черти, на улице идет ливень. У всех настроение просто жуткое. Еще бы: оказаться в каком-то захолустье, без документов, билетов, теплой одежды и с заканчивающимися деньгами.

Приехали в Уяр, вокзал на ночь не закрывают, но спать на пенках негде и в нем не сильно теплее, чем на улице.

-4

08.08. Ночь на вокзале напомнила мне начало старинного квеста «Санитариум» (для тех, кто не в курсе, там дело было в дурдоме). Сидим, на улице холод и сырость такие, что лишний раз покурить не выйдешь. Другие вокзальные постояльцы один другого хлеще: дедок непереставая ходит взад-вперед между кресел, бабка-алкоголичка, которая периодически начинает орать матом и требовать скорую для другой бабки у которой крыша отъехала давно и конкретно ибо она успела рассказать всем, что ее «дети получают за нее пенсию, из дома выгнали и заставляют жить на летней кухне, но дело-то к зиме и пора бы ее в дом забрать». Потом бабка пересказывала эту историю каждому пассажиру в отдельности, затем пошла по второму кругу, ну а потом, видимо, в голове что-то переклинило и она начала выяснять какое сегодня число, месяц, но особенно ее волновал год. Когда она подошла в 5-й раз с этим вопросом к Маринычу, то та начала ей очень подробно объяснять, что сегодня 8-е августа, август — это восьмой месяц, год на дворе 2004-й, сидим мы сейчас в Уяре, страна Россия, материк Евразия, планета Земля — это третья планета от Солнца, система соответственно Солнечная… Но тут вмешалась бабка-алкоголичка, ей показалось, что мы ее подругу обижаем и самое умное, что она догадалась выкрикнуть: «Она наша, местная!» видимо эта фраза значила, что находимся мы в аккурат в центре вселенной и другие подробности им не к чему У нас началась истерика, мы ржали так, что выскочил бравый охранник вокзала, наверное подумал, что драка. Мы попросили его зарядить сотовый по которому раз в неделю выходили на связь с родней дабы сообщить, что мы все еще живы, и аккумуляторы для фотика. Он с радостью выполнил нашу просьбу и в добавок взял на некоторое время Бена — поиграться. А когда его возвращал, то сказал, что крыс клевый и милый, только хвост отрубить надо.

-5

Картину этого дурдома дополняла бабка-божий одуванчик — вся такая опрятная и в белых кудряшках, которая раздавала всем ценные жизненные советы, группа постоянно ржущей молодежи, которая зашла погреться и пара мужиков, которые тщетно пытались поспать в дальнем углу. Отдельный респект местному сортиру — удивительное сооружение а-ля маленький особнячок, когда туда заходишь, то от хлорки начинают слезиться глаза, зато чисто.

-6

Короче я и Сашка так и не заснули, а Михей и Мариныч упорно делали вид, что спят. В 7-мь утра мы погрузились на электричку и отбыли по направлению к Иркутску в Решоты.

В электричке мы даже умудрились поспать, развалившись на сидениях, пока народу было немного.

-7

Водонапорная башня 1906-го года постройки в Решотах.
Водонапорная башня 1906-го года постройки в Решотах.

В Решотах мы проштудировали расписание и выяснили, что через следующую станцию — Тайшет проходит через 4 часа полупустой поезд Усть-Илим — Иркутск, на который нам было бы очень удобно попасть. Мы надеялись, что даже если на кассе в Тайшете билетов нам по просроченным документам не продадут, то мы уговорим проводников за энную сумму нас взять. Но было одно НО: электричка Решеты-Тайшет шла только через 6 часов, кто в России составляет расписание?!

Стали по рекомендации контролеров из электрички проситься в проходящие поезда (их в нужное нам время было только 2, поэтому надо было суетиться). И о чудо! Первая же проводница поезда Харьков-Владвосток пустила нас в тамбур за 200 рублей. Через час мы были уже в Тайшете и почти сразу сели в общий вагон до Иркутска, кассирша на документы внимания не обратила, а проводнице они были просто не нужны.

-9

В вагоне побазарили с 2-мя мужиками, которые надавали нам кучу нужных и не очень нужных советов по пребыванию на Байкале.

На улице ливень сменился моросью и стало чуть теплее. Здесь разница во времени с Москвой уже 5 часов, но все вокзалы все равно живут по московскому времени.

От того, что Сашкино удостоверение везде прокатило его настроение лучше не стало, он все время грузится, бурчит и не в состоянии себя нормально вести. Теперь будем называть его такое поведение сумраком.

Завалились спать.

-10

-11

-12

09.08. Рано утром прибыли в Иркутск, хотели взять билеты до Улн-Уде, но Сашкино удостоверение на этот раз не прокатило. Сидим на вокзале, решаем что делать дальше. Сняли последние деньги с карточки — на билеты до Москвы пока еще хватает, но если мы их как-то исхитрившись возьмем, то жрать оставшееся время будет не на что )))

Будем просить друзей выслать денег переводом.

Пошатались по городу. Мариныч и Сашка ушли оформлять ему документы.

Город Иркутск.
Город Иркутск.

-14

-15

Я сняла бинт и решила ограничиться напульсником — не могу больше чувствовать себя уродом! Тут же рука заболела снова, да еще как(((. Вот такие мы больные: у Мариныча 3-й день болят зубы, у Михея нарывает палец, у меня — рука, а у Сашки судя по его настроению — голова, причем вся.

Ничего Мариныч и Сашка не добились: сначала их просто отфутболивали ото всюду, а потом соизволили сказать, что им возможно помогут в районном паспортном столе, который работает завтра. Еще какая-то добрая женщина рассказала им историю, как парень добирался из окресностей Иркутска до Москвы на электричках, получилось их вроде 56. Ну посчитали мы: от Улан-Уде в окурат 60 выйдет, сколько только по времени добираться не понятно. Перспектива мало радостная, конечно.

Долго пытались дозвониться до друзей Мариныча в Москву, в итоге через третьи руки кинули клич о нашем бедственном положении: что бы выслали денег до востребования. Очередной сеанс связи завтра.

Встал вопрос, что делать дальше. Завтра Сашке и Маринычу надо было быть снова в Иркутске, следовательно на Байкал (который не так-то близко от города) ехать смысла не имело. Ну тут уже я не выдержала и сказала, что еще одной ночи на вокзале просто не переживу. Решили сесть на любую электричку и отъехать на несколько станций от Иркутска до какого-нибудь водоема, где можно встать с палаткой.

Доехали на электричке до станции Дачная, потом еще 2 станции прошли вперед пока искали место. Теперь мы рядом со станцией Голубые ели (голубые ели, голубые пили… :))

Остановились на рыбацком месте рядом с рощей, где наверняка есть грибы и небольшой речкой.
Остановились на рыбацком месте рядом с рощей, где наверняка есть грибы и небольшой речкой.

-17

Допоздна сидели у костра, в основном молчали, вроде все устали, а никого не уложишь. Из жратвы остались только хлеб и ролтоны.

-18

-19

10.08. Сашка и Мариныч хотели ехать на семичасовой электричке, но все дружно проспали, и они ушли в районе девяти. Мариныч будет выяснять что с деньгами, а Сашка опять пытаться оформить свои бумажки.

Я и Михей спали почти до часу, а потом долго и нудно умывались, стирались, зашивались. Вода в реке ледяная, так что особо не искупаешься. Потом Михей заготовил целую поленницу дров, а я ловила рыбу.

Улов составил десятка два мальков.
Улов составил десятка два мальков.

Мы их пожарили на воде в крышке от чугунка и съели с хлебом.
Мы их пожарили на воде в крышке от чугунка и съели с хлебом.

-22

Мариныч и Сашка обломились по всем статьям: друзья Мариныча трубку не брали и сеанса связи не вышло. Сашку одни тетки посылали к другим, те обратно, наконец отправили его к начальнице паспортного стола, но ее не оказалось на месте. Мариныч написала ей пламенное послание, где изложила ситуацию, завтра им ехать снова. Денег на дорогу до Москвы со всеми нашими разъездами уже нет, поэтому можно смело купить на то что осталось еду, без перевода мы все равно отсюда не выберемся.

Необходимо отметить, что отсутствие денег и проблемы с документами повлияли на нас крайне пагубно. Все по мелочам злятся друг на друга, нормальной речи почти не слышно. Я изо всех сил пытаюсь амортизировать ситуацию (что в общем для меня не характерно): готовлю ужин, мою посуду, подкидываю дрова в костер. Остальные сидят и считают звезды — типа все сегодня занимались делом: Михей дрова заготовил, а Мариныч и Сашка в городе устали.

11.08. Мариныч и Сашка опять уехали в город, обещали привезти жратву. Я пошла дальше ловить мальков и опять их набралось десятка два, причем еще более мелких, а потом Михей пока мыл посуду чугунком наловил еще штук 10.

Михей таскал дрова и делал отвар из шиповника, смородины, боярышника и еще какой-то лабуды. Я пошла за грибами в соседнюю рощу, мы их каждый день приносим по чуть-чуть и складываем в мешок в надежде пожарить на следующий день. Чувствую так они в этом мешке и останутся тухнуть.

Мариныч и Сашка наконец-то добились результата! Начальница паспортного стола предложила выписать удостоверение на 10 дней. Тут наши попали в тупик: от Иркутска до Москвы 4,5 дня на поезде т. е. если Сашке делают продление, то выезжать надо прямо сейчас, а у нас мало того, что нет денег, так еще и до Байкала мы так и не добрались. Короче они договорились, что сейчас с просроченными документами Сашка делает что хочет, а когда соберется в Москву, то придет в паспортный стол и ему сделают продление с нужного числа.

На всякий случай, Мариныч и Сашка заехали на вокзал, выяснилось, что билетов на Москву на конец августа уже нет, тогда стали думать, куда бы доехать что бы удобнее было добраться на перекладных. Остановились на Самаре и решили попытать счастья — вдруг удастся купить билеты.

Им повезло, невнимательная кассирша продала им билеты на 26-е августа. Теперь денег почти не осталось, точнее они есть на крупу и тушняк, ну еще должно хватить на билеты до Байкала. Но пива в честь решения проблемы с документами Сашка и Мариныч все же привезли))).

-23

Настроение у всех резко улучшилось, ведь завтра мы наконец-то увидим Байкал!

Пили пиво с жареными мальками.
Пили пиво с жареными мальками.

К ночи обнаружилось, что у Бена вскрылся нарыв на спине, Сашка и Мариныч его держали, а я вычищала гной. Он оказался редкостным хитрюгой т. к. пока мы чистили рану он не сопротивлялся, а только тихонько попискивал и лежал смирно. Но когда его перевязали (очень походил на броненосца), то он вдруг начал загребать задними лапками и заваливаться набок, мы перепугались, что он вот-вот умрет, принялись срочно снимать повязку, а когда сняли эта скотина резко ожил, начал бегать и скакать.

-25

-26

Ночью он разодрал аптечку и нажрался спасателя.
Ночью он разодрал аптечку и нажрался спасателя.

12.08. Очень тяжело сегодня вставать рано, видимо вчера неплохо посидели))).

Быстрые утренние сборы: я чищу зубы и одновременно варю гречку.
Быстрые утренние сборы: я чищу зубы и одновременно варю гречку.

-29

Завтрак.
Завтрак.

Бен опять напал на «спасатель» и его изолировали.
Бен опять напал на «спасатель» и его изолировали.

На электричке доехали до Иркутска и поперлись через весь город пешком на автовокзал. По дороге Сашка завел нас в кондитерскую и мы купили мешок московских булочек — офигенная вещь, просто тают во рту, мягенькие, тепленькия — ням! От самого города я не в восторге, хотя Маринычу, например, очень нравится, она даже сказала что готова здесь жить.

Добрались до автовокзала в момент отправления автобуса, билетов уже не было, но добрый толстяк и весельчак водитель посадил нас. Доехали до Листвянки — большого курортного поселка на берегу Байкала, настроение от обилия народа начало портиться.

Эта часть похода вспоминается с трудом, если бы не подробные записи и фотки о многих фактах точно бы забыла. Было несколько ярких моментов, как негативных, так и позитивных: например 15-ти часовое сидение на вокзале в Новосибирске и просмотр «Ночного дозора» там же, жареные мальки с хлебом и пивом, ну и конечно, ночевка в Уяре.

Честно сказать, было тяжело, не столько физически, сколько морально. Каждого из нас ни раз посещала мысль о возвращении в Москву, но мы понимали, что если хотя бы один откажется идти дальше, то скорее всего остальные тоже не смогут продолжить путь.

От общения друг с другом начали потихоньку уставать — очень тяжело видеть 1,5 месяца одни и те же рожи и в момент жизненных неурядиц сохранять спокойствие. Ну и наша большая и светлая цель — цель всего похода — Байкал, он манил нас и не давал сдаваться. Когда увидели его в первый раз, в душе у меня стало пусто — это конец пути.

Начало:

Двухмесячный поход. Часть 1: два моря.

Двухмесячный поход. Часть 2: Волгоград и горько-соленые озера Кулунды.

Двухмесячный поход. Часть 3: Горный Алтай.

Продолжение:

Двухмесячный поход. Часть 5: Байкал.

Двухмесячный поход. Часть 6: дорога домой.