Перелеты на самолетах вызывают неподдельный страх у пассажиров. Я, как пилот самолета, не понимаю этой паники. Самолет – это самый безопасный вид транспорта. Да, случаются катастрофы, но это единичные случаи. А что, на автомобилях разве нет? И поезда, и корабли – чрезвычайные ситуации случаются везде. И в случае самолетов – это, наиболее редко встречающиеся и получающие наибольшую огласку и резонанс среди людей события.
Вот одна история. Перелет в Сочи. Самолет заходит на посадку и разворачивается в сторону посадочной полосы над морем по коробочке, как говорят летчики. Считаю повороты – один, два, три, четыре – снижение по глиссаде, видна посадочная полоса. Выпущены шасси и закрылки. Стюардесса объявляет посадку. И вдруг… Рев моторов, взлетный режим. Самолет резко набирает высоту – максимальный угол атаки. Идем в горы. Шасси и закрылки убираются.
Что творится в салоне самолета! Пассажиры в панике. Своим соседям в салоне я объясняю, самолет ушел на второй круг. Они успокаиваются. Все остальные пассажиры, которым никто не объяснил ситуацию – в панике. Наблюдаю, постепенно паника сменяется надеждой… Надеждой на жизнь и успешность завершения полета.
Я понимаю, самолет отправили в зону ожидания без права на посадку. А это значит, что «любуемся красотами моря с высоты». Через 15 минут заходим на посадку с курса, со стороны моря. Опять выпущены шасси и закрылки. Опять объявили посадку. Опять видна посадочная полоса. На тот раз самолет благополучно приземляется. Перепуганные пассажиры хлопают в ладоши. Этот момент полета меня очень раздражает – пилот просто выполнил свою работу! Ну да ладно.
Итак, опасно ли было в тот момент, когда самолет ушел на второй круг, и была ли такая ситуация «штатной».
Первое. Командир самолета имеет право, в пределах соблюдения высоты принятия решения, уйти на второй круг, объявив об этом диспетчеру. Это может быть по любому поводу (неблагоприятные метеоусловия, помеха на посадочной полосе, не попадание в створ полосы, попадание выше глиссады, либо ниже – непопадание в расчетную точку приземления), когда командир самолета, заботясь о безопасности пассажиров и членов экипажа, принимает решение об уходе на второй круг. Эта ситуация – «штатная», и она обусловлена безопасностью полета.
Второе. Указание диспетчера, который обладает большей информацией в зане полетов, чем командир самолета. Его указания – беспрекословны, и обязательны к исполнению всеми экипажами самолетов. Что может быть причиной такого «указания»? Аварийная или внеочередная посадка другого самолета; метеоусловия, о которых не был осведомлен экипаж; непредвиденные обстоятельства, к которым также относятся приземления бортов №1, 2, 3…
В случае посадки в славном городе Сочи – это было приземление бортов №1,2 и т.д. Естественно, об этом можно было только догадываться, сопоставляя новости о прибытии делегаций на очередной саммит в южной столице.
Никто никогда не объяснит людям в самолете, что их отправили на второй круг – в «зону ожидания», освобождая посадочную полосу для «слуг народа». И это явление достаточно распространено, для нашей Родины.
Второй такой случай я наблюдал, когда встречал детей к нам в гости, в Сочи. Уже объявлена посадка, уже ждем объявления приземления… Только, спустя некоторое время, на табло – задержка рейса. И так продолжалось в течение 50 минут.
И вообще в это время в аэропорту города Сочи не приземлился ни один пассажирский самолет, объявленный в расписании.
Спустя 50 минут, наши дети, изрядно понервничав, вышли из зоны прибытия. Первые слова, которые я услышал: «Мы устали бояться».
Опять же, из новостей узнали о прибытии делегаций на очередное международное мероприятие.
Так сколько же стоит спокойствие и безопасность обычных людей?
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал «Домик у Дороги». Будет еще много интересного!