Каждый родитель внимательно следит за развитием своего ребенка, за тем, какие шаги он делает в этом мире, за его пусть крошечными, но уже достижениями. Как правило, своё первое слово все дети произносят в абсолютно разном возрасте: кто-то поражает умением говорить раньше, а кто-то достаточно поздно. Но когда ребенку следует заговорить?
Речь ребенка на первых этапах жизни
Ребенок взаимодействует с миром с самого момента своего рождения, обращая на себя внимание громкими звуками или плачем. Спустя несколько недель он уже способен отличать голос человека, который к нему обращается, реагировать на него отсутствием слез и крика. После тридцати дней ребенок распознает интонацию, с которой к нему обращаются, и учится на неё реагировать: на ласковый голос он проявляет резвость, а на грубый – срывается на плач. Кроме того он учится визуально следить за теми, кто говорит рядом с ними, сопровождает говорящего взглядом. После двух месяцев от него можно будет услышать гуление, то есть определенный набор звуков, которые он выдает в ответ на материнский или отцовский голос, обращенный к нему. Третий месяц характеризуется появлением внятного лепета, в котором отсутствует четкая артикуляция звуков и гласных. Важно отметить, что на этой стадии речь является проявлением хороших эмоций: радости, счастья и прочих. Пятый месяц жизни отличителен тем, что малыш начинает присматриваться к мимике говорящих, старательно копируя её. А вот после шестого месяца можно услышать то, что так жаждут запечатлеть все родители: малыш становится способен произносить внятные слоги, в частности самые легкие, к примеру, «ма», «па» или «ба». Ближе к семи месяцам ребенок способен начать анализировать те звуки, которые его окружают, и может устанавливать связи между ними и предметами, что его окружают. Так, например, он запомнит тиканье часов или громкие хлопки двери. Восьмой и девятый месяцы характеризуются повторением слов за говорящими, в особенности определенных сочетаний гласных и согласных. А вот в одиннадцать месяцев малыш уже начинает непосредственно реагировать на то, что ему говорят. Потому не удивительно, что в этот период особенно важно подавать ему хороший пример, говоря правильно, внятно и без негативных эмоций. Ближе к окончанию первых двенадцати месяцев малыш уже способен самостоятельно выговорить около десятка легких для запоминания слов. Следует отметить, что каждое произнесенное им слово несет в себе сразу несколько значений. Так, привычное для нас слово «мама» может означать не только обращение на себя внимания, но и жалобу или же страх.
Это интересно. Дети поначалу распознают не сами слова, а те эмоции, которые в них вкладываются, ведь они ещё не в состоянии осмыслить значение фраз. После десяти месяцев внимание малыша целиком и полностью приковано к лицу того, кто обращается к нему, он учится кивать или мотать головой. Первый год жизни знаменуется понятием простых и легких для усвоения истин. Так, малыш может запомнить от пяти до десяти простых просьб: «подай», «положи», «забери» и так далее. Следует помнить о том, что количество слов, которые ребенок понимает, то есть тех, которые входят в пассивный словарный запас, значительно больше тех, которые он способен озвучить и которые составляют активный запас слов.
Начало речевых контактов с окружающим миром
Первые основные контакты с внешней средой припадают на возраст от трех до четырех лет, когда ребенок не просто повторяет, но и учится самостоятельно произносить определенные слова. Для этого периода абсолютной нормой является некоторое искажение смысла и слов, которые проявляются в «глотании» окончаний, перестановке букв и звуков. Понимание родителем становится возможным благодаря целостной оценке ситуации, в которой малыш пытается контактировать с ним, а потому такая манера общения приобрела название ситуационной.
В возрасте 1,5 года расширяется словарный запас малыша: в этом возрасте он способен запомнить и понять около двадцати слов, в два года это количество возрастает до трехсот, а к трем – до тысячи.
Это интересно. В три года у малыша формируется правильное построение речи. Поначалу он способен выражать свои эмоции и желания односложно, вскоре справится с простыми фразами навроде «мама, кушать», и лишь потом способен будет построить грамматически правильное предложение.
Стремительное развитие речи ребенка
В семь лет словарный запас малыша стремительно начинает увеличиваться за счет контактов с окружающим миром. В 5-6 лет в нём уже находится примерно три тысячи полноценных слов, как простых, так и достаточно сложных. Но развивается не только запас, но и возможность грамматически правильно формировать предложения. До момента поступления в школу малыш уже освоит азы связной речи, будет способен формировать мысли в виде маленького сочинения.
Это интересно. На этом этапе может быть заметна проблема с правильным произношением звуков или определенных слогов, но ближе к его завершению подобная проблема устранится, и речь малыша станет чистой.
Основные проблемы и нарушения речевого развития
В последнее время количество детей с дефектами речи и задержками в её развитии стремительно растет. Большая часть таких отклонений относится к нарушениям моторного и психомоторного развития. Врачами было замечено, что такой проблеме подвержены больше мальчики, нежели девочки. Существует множество причин для этого: заболевания слуховых органов, нарушение психического и физического развития, генетика, негативные факторы семьи (отсутствие общения и воспитания), перенесенные заболевания (пневмония или вирусные заболевания), неправильное питание и другие.
Задержка развития речи бывает первичной, которая заключается в нарушении работы мозга, и вторичной, приобретенной в результате болезней или воспитания. Наиболее сильно распространены:
- Алалия – неправильное развитие центра речи в головном мозге. Это легко заметить, когда ребенок говорит не слишком хорошо, но при этом отлично понимает то, что говорят ему, а также имеет медленную речь со скудным словарным запасом и ошибками.
- Афазия – потеря речевых способностей, сформированная в результате поражения областей речи головного мозга. Появляется вследствие нарушения ранее созданных речевых норм, а потому определяется достаточно поздно, в возрасте от трех лет. Характеризуется частичной или полной потерей возможности не только воспринимать речь, но и воспроизводить её самостоятельно.
- Дизартрия – расстройство произношения звуков и слогов в результате повреждения речевых мышц.
К сожалению, большинство проблем, связанных с речью ребенка, не находят своего объяснения. Для диагностирования проблемы необходимо время, постоянные визиты к врачу и сравнительный анализ речевых способностей ребенка. Кроме того, в процессе взросления многие дефекты речи устраняются, но не всегда в полной мере: некоторые проблемы остаются навсегда.
Это интересно. Большинство проблем, связанных с дефектами речи ребенка, можно избежать с помощью правильного питания, полного витаминами и минералами, которые формируют кору головного мозга и правильную работу его центров. В особенности помогают продукты, богатые на жирные кислоты Омега-3.
Как диагностировать проблемы с речью у ребенка
Конечно же, в случае, если ребенок не говорит в возрасте от года до двух – это должно вызывать некоторое беспокойство у родителей. Основные проблемы можно выявить достаточно рано:
- В возрасте от одного года ребенок не использует гуление, лепет, полностью отсутствует реакция на говорящих;
- В этом же возрасте он не пытается воспроизвести услышанные звуки, не проявляет реакции на слова;
- В два года он не активен в речи, не пытается говорить, не осознает и не понимает, когда к нему обращаются, имеет крайне скудный речевой запас, который не возрастает со временем;
- В возрасте от трех до четырех лет он не способен обратиться к родителям, затрудняется дать название предметам, которые его окружают, не отвечает даже на самые легкие вопросы. Наблюдается низкий словарный запас, ярко выражена проблема с речью, из-за чего взрослые не могут его понять, поскольку ребенок не использует жесты и мимику и не старается добиться понимания. Также может наблюдаться нежелание учиться говорить у взрослых и полное отсутствие стремления повторять и копировать их речь.
Это интересно. Чем быстрее диагностируется проблема речевого развития малыша и чем раньше с ним контактируют врачи, тем больше вероятность, что результат этой работы будет положительным, поскольку на первых порах шансы устранения речевых проблем выше, чем в дальнейшем.
Профилактика и здоровое развитие речевого аппарата
Помните о том, что способность говорить у малыша напрямую зависит от развития его мозга, который нуждается в природной подпитке, а именно – в жирных кислотах Омега-3. В случае, если лишить ребенка на несколько первых лет этих кислот – то нервная система будет работать вяло, тем самым создавая плодородную почву для проявления первых проблем с речью: отсутствия понимания и желания говорить. В возрасте до одного года омега-кислотами организм ребенка обеспечивается через молоко матери, детям же постарше врачи рекомендуют давать немного рыбьего жира.
Важно также приобретать исключительно натуральные продукты, а не заменители, такие как рыбий жир с фруктовым привкусом. Он содержит в себе множество веществ, которые не только не будут способствовать развитию речевого центра малыша, но и понизят активность его мозга.
Действительно полезным является только натуральный рыбий жир в жидком виде, без каких-либо добавок и ароматизаторов. Не следует думать, что ребенок не захочет принимать его в пищу из-за неприятного вкуса или запаха: как правило, дети, в силу развития своих рецепторов, иначе воспринимают этот продукт и в большинстве своём принимают его абсолютно нормально. Рекомендуется вводить рыбий жир в рацион вместе с пищей, если Вы убеждены в том, что ребенок не сможет принимать его просто так.