Первый человек, взявший в руки камень, получил огромное преимущество перед своими невооруженными сородичами. И пользовался им, скорее всего, недолго — ровно до того момента, когда другой догадался, что камнем можно не только бить, но и запустить им по противнику издали.
Камень и палка — первые орудия труда человека — долгое время оставались и основным его вооружением. Камни со временем эволюционировали до ядер, а палки научились делать прямыми, заостренными и оперенными — так появились стрелы.
Но сила одного человека не беспредельна. Выдающийся силач может бросить килограммовый камень на полсотни метров, что подходит для рекорда, но никуда не годится в случае войны. Праща и лук несколько упростили ситуацию, но… только до появления первых крепостей. Поставив хилый забор из нескольких бревен, можно было глумиться над осаждающими сколь угодно долго.
По всей видимости, так и появилась идея создать что-то новое. Некое инновационное оружие. И пусть оно будет похоже на ту же самую пращу, увеличенную в десяток раз — все равно новое! Хотя да, будем честны — первая артиллерия появилась именно в результате масштабирования простого ручного метательного оружия.
Первые попытки
Катапульта получила широкое распространение во времена Древнего Рима. Представляя себе нечто на четырех колесах, снабженное ковшом для метания камней, мы ошибемся, поскольку катапульта — это общее название класса орудий, объединяющих в себе баллисты, скорпионы и прочие стационарные стрелометы.
По древним временам это был настоящий слонобой. Крупнейшие катапульты могли вести достаточно точную стрельбу стрелами массой до 2 кг. Насчет дальности данные расходятся — некоторые источники говорят о целом километре, современные реконструктрукции дают более реальные 300 метров. При желании стрелы заменялись на камни, но, поскольку они летели прямо и недалеко, результат обстрела ими был скорее психологическим.
А вот известная нам по картинкам повозка с ковшом — это онагр, античный камнемет. В популярных рисунках все верно, за исключением как раз ковша — на самом деле камни загружались в специальную сумку-пращу, свободно болтающуюся на конце рычага. Дальность боя тоже была достаточно скромной — около 200 метров, но этой штукой уже можно было ломать стены, а не царапать. Тем не менее, прародители всей артиллерии даже по тем временам смотрелись бледно, если не сказать — отстойно.
Оружие инженеров
Катапульты, онагры и прочие подобные орудия использовали энергию скрученных жил или канатов. Каждая веревка имеет предел натяжения и толщины, и выжать больше мощности из неповоротливых орудий древности было невозможно. Опять же, расход веревок и усилий по их накрутке на барабаны был поистине колоссальным, что в походных условиях было крайне неудобно (порой за неимением конского волоса использовали женские волосы — горе побежденным…)
Европа, на которую пришелся новый виток развития осадной техники, к тому моменту уже вовсю застраивалась укрепленными замками, о стены которых можно было биться вплоть до исчерпания запаса камней на окрестных полях.
Тогда-то и появилось новое оружие, ставшее вершиной технологического развития вплоть до появления огнестрела — требушет aka мангонел.
Конструкция требушета предельно проста с точки зрения механики. Берется длинный брус, крепится на поворотном основании так, чтобы получилось соотношение сторон 1:6. На короткую сторону получившегося рычага вешается противовес, на длинную — все та же праща с камнями. И все.
Смысл нововведения был не только в гораздо более простом способе производства. Мощность требушета была ограничена только прочностью основного бруса и массой противовеса, которая к тому же легко регулировалась. А вместо камней в пращу можно было загружать что угодно — бочки с нефтью, больных коров, здоровых пленников и все прочее, дело лишь за фантазией. В условиях средневековых осад, которые длились годами, такая всеядность требушетов была очень кстати.
Требушеты также положили начало классической артиллерийской схеме пристрелки. Поскольку точность метания «по прицелу» отсутствовала как таковая, первый снаряд шел примерно в сторону цели. Второй — за ним, но уже с расчетом на более близкое или дальнее попадание. Когда мимо цели ложится один перелет и один недолет, образуется «вилка», и все следующие снаряды отправляются уже по цели вплоть до получения результата.
Чтобы соорудить требушет, не требовались знания, передаваемые из поколения в поколение, и особые таланты мастеров. Единственная сложность состояла в том, чтобы правильно спроектировать рычаг, иначе он мог выбросить снаряд не вперед, а вверх с непредсказуемыми последствиями. Для строительства было достаточно бригады умелых плотников, имеющей запас подходящей древесины, и это обусловило огромную популярность таких орудий.
Интересно, что с появлением огнестрельного оружия история требушетов вовсе не закончилась. Последний документированный случай его использования датируется временами Кортеса — у конкистадоров заканчивался порох, и в целях экономии сеньор Кортес отдал приказ построить такую штуку. Увы, построенное с нарушением технологии орудие первый же снаряд выпустило вертикально вверх, попав по своим, за что было немедленно разобрано. У конкистадоров не было инженеров, а требушет — оружие не солдат, а ремесленников.
Рождение божества
Как и в случае с ручным оружием, пушки стали основной ударной мощью армий далеко не сразу. Если арабы, а вслед за ними китайцы экспериментировали с «огненными копьями» еще в XII веке (что характерно — в основном, в морских битвах), то в Европе массовое литье пушек началось лишь в XV веке.
Первые огнестрельные орудия появились в Испании в ходе войн, которые благородные доны вели с маврами в Северной Африке. После наступила очередь Франции и Англии.
Появление пушек было обусловлено развитием технологий — стало возможным более или менее ровно отлить ствол орудия из бронзы, поставить его на лафет, прикрутить к этому колеса и заставить более-менее сносно стрелять.
Конечно, встречалась и экзотика. Ирландцы пытались делать эрзац-пушки из большого количества кожи, и это даже стреляло, но недалеко, недолго и крайне ненадежно.
Конструкция первых пушек с точки зрения механики была очень простой и оттого негибкой. Сделав орудие для стрельбы по настильной траектории, позже задрать его ствол для ведения огня навесом было технически невозможно. И наоборот. Вследствие этого огнестрельные орудия разделились на классы, которые в общем виде используются и поныне:
- Собственно, пушки — небольшой калибр, длинный ствол, стрельба строго вперед, а не вверх. Применялись против войск в поле и для разбивания стен прямой наводкой.
- Мортиры — гигантский калибр, маленькая длина ствола (вплоть до вообще никакой), стрельба навесом. Применялись для забрасывания за укрепленные стены раскаленных огненных гостинцев.
- Гаубицы — попытка добиться возможности ведения стрельбы как прямой наводкой, так и навесом с сохранением пушечной точности. Технологически попытка самая сложная, но, как показала история, удачная.
Процесс ведения огня из таких орудий — по сути, отдых от процесса их заряжания. Посудите сами: заряжать нужно с той же стороны, с которой снаряд потом полетит во врага. Начать нужно с засыпания и забивания пороха. Чтобы порох не взорвался в раскаленном от предыдущих выстрелов жерле пушки, нужно это жерло сначала хорошо прочистить специальным приспособлением — банником. После пороха нужно затолкать в ствол снаряд. И только после этого подносить фитиль к запальному отверстию, молясь, чтобы это чудо техники не взорвалось из-за усталости материала, неправильно рассчитанного заряда или нарушения технологии литья.
Тем не менее, невзирая на все сложности, новое оружие было во много раз эффективнее камнеметов. При наличии снарядов разбор на щебень форта, портящего вид на какую-нибудь живописную гавань, стал занимать не годы, а недели. Удачный картечный залп мог запросто решить исход немаленькой битвы, а вовремя пущенный по вражескому кораблю книпель — оставить его с носом и без мачты.
И все же о снарядах:
- Ядра — изначально делались из камней, иногда для прочности обитых железными поясками. Позже стали использовать медь и бронзу (дорого!), еще позже — чугун. Чугун был дешев, легок в получении и хрупок, что добавляло к прямому урону еще и небольшой бонус в виде разлета осколков.
- Картечь — много-много мелких камешков или металлических горошин, упакованных в мешочек для удобства заряжания. При выстреле облако картечи гарантированно делало широкую просеку в рядах наступающих. Для стрельбы уже на среднюю дистанцию картечь непригодна, но этот недостаток был исправлен с изобретением шрапнели.
- Более экзотические варианты снарядов, в основном, применялись на флоте. Это книпели (половинки ядер, скрепленные стержнем или цепью), бомбы и прочие страшноватые штуки, которые применялись как для прореживания лишних парусов, так и для помощи противнику в борьбе с вечно бунтующим экипажем.
Массовое использование артиллерии кардинально изменило рисунок сражений. Пушки были невероятно мощны, столь же дороги и неповоротливы, поэтому основные усилия уходили именно на захват орудий. Выглядело это так: на батарее ждут, пока подойдет пехота, чтобы единственным картечным залпом положить ее всю. В это время откуда-то сбоку появляется веселая конная ватага, наскакивает на артиллеристов, рубит их и объявляет пушки своими. К орудиям встают новые расчеты и разворачивают их в сторону бывших союзников. В это время откуда-то сбоку…
Послесловие
Это — лишь самое начало пути бога войны по полям сражений. В дальнейшем артиллерия развивалась и совершенствовалась, менялась тактика ее применения, появлялись целые новые рода войск. Вместе с тем, было много забавных и курьезных моментов, технологических прорывов и тупиков… обо всем этом мы расскажем в следующих сериях.
Подписывайтесь и ставьте лайк, мы скажем спасибо!)