«Мне нужны ваши мозги! Ваши чистые и быстрые мозги!»
Это не фраза из фильма про зомби, как можно было бы подумать. Это фраза, которую я иногда говорю сотрудникам моего агентства. Особенно когда стартует новый проект или возникает какая-то сложная интересная задача. Ничто так не объединяет людей, как работа над общим делом: никакие боулинги, совместные корпоративные пьянки и другие тимбилдинги неспособны ТАК сплотить коллектив. Многие мечтают работать в дружной команде, где коллеги помогают друг другу, однако создается такая команда мечты только коллективным убийством мамонта: всем сообществом, к общей цели, ради лучшей жизни.
В кодексе выживания Коламбуса из «Добро пожаловать в Zомбилэнд» есть отличное правило:
#8. Найди крутого напарника
В бизнесе — это больной вопрос. Потому что для хорошего дела и успешного бизнеса нужны не столько напарники, которые будут поддерживать, сочувствовать и вытирать твои сопли, сколько спецы и профи, которые будут выполнять задачи и дополнять твое дело своими умениями. Как руководитель я самодостаточен: меня не надо учить, подстраховывать, мне не нужен костыль, и все же моя компания — это люди и проекты, которые мы все вместе создаем, поэтому мне всегда нужны чистые и быстрые мозги и всегда нужны крутые напарники. Для кого-то сотрудники — это всего лишь исполнители, винтики, мясо. Не для меня.
Да, отлаженный рабочий процесс, в котором функционал каждого сотрудника независим от навыков конкретного человека, важен. Иначе все встанет. Но качество людей, которые выполняют свои обязанности, значит не меньше. Когда-то я мечтал создавать себе сотрудников из девочек-студенток и неопытных, но талантливых юнцов. Знаете, чем это закончилось? Тем, что все, кого я обучал и воспитывал, научившись и набравшись опыта, разбегались.
И сейчас я точно знаю, что нужно брать на работу самый лучших специалистов, невероятных профессионалов и фанатов своего дела и платить им много, потому что для компании они заработают больше.
Мой мотивационный алгоритм очень прост: хотим отлично заработать — работаем отлично — отлично зарабатываем. И это работает: профессионалов не надо пинать, не надо ломать, чтобы заставить работать, они не ноют, не отказываются выполнять свою работу, и вместо того, чтобы скучать в профессии, постоянно развиваются и учатся. Я провел не одно собеседование, нанимал, увольнял, и могу сказать, что научился быстро распознавать фиговых спецов — тех, с кем я не буду работать никогда, и тех, кому вообще в профессии нечего делать.
Но поиск лучшего — это всегда копание в бесконечном море говна. На любую мою вакансию, будь то архитектор, графический дизайнер, чертежник, менеджер по продажам или руководитель строительного проекта, не меньше 300 человек на место. На рынке проблемы с работой. Но и со специалистами тоже огромные проблемы.
Типичная ситуация: дизайнер на голубом глазу может меня убеждать в том, что 3D-визуализация — это отдельная профессия, которую знать не нужно, при этом рассказывать о том, что хочет получить второй образование по специальности «архитектор», чтобы научиться работать с объемами. WTF?! Не хочет осваивать инструменты трехмерного проектирования, но хочет работать с трехмерными объемами?! Что у людей в голове?
Другой пример: дизайнер готов изучать новые программы, но только если это нужно работодателю, который должен все и оплатить. Кстати, я ничего не имею против того, чтобы оплатить своим сотрудникам повышение квалификации, получение новых навыков и профессиональное развитие, но инициатива точно должна исходить не от меня. Предлагайте идеи, убедите меня в том, что это будет полезно не только вам, но и моему бизнесу, и что благодаря новым знаниям вы заработаете мне больше. И если я пойму, что вложение средств в вас целесообразно, то достану кошелек.
Но одного таланта мне уже мало. Прошли времена, когда я нанимал на работу выпускниц престижных вузов без опыта, позволял им учиться и развиваться за мой счет, а они страшно обижались на просьбу отчертить сантехнику и молча уходили из офиса.
Сейчас содержание для меня намного важнее формы: мне нужны не усидчивые дизайнеры, а такие, которые не испугаются делать замеры неотапливаемого помещения в мороз или готовы поехать к заказчику за 50 км утверждать образцы материалов.
Таких людей не отпугнет коллега в инвалидном кресле, а значит голова у них там, где нужно. Они умеют работать, у них есть талант, они сильные, мотивированные, интересные и состоявшие люди.
Для меня крутые профессионалы — это двигатель любого бизнеса. И такое отношение касается не только собственных сотрудников, с которыми я работаю каждый день плечом к плечу, но и всех исполнителей, будь то поставщик материалов, дизайнер-фрилансер или подрядчик по мебели. Я ищу их постоянно. Даже сейчас.
***
Потому что у меня есть цель: сделать finoarte лучшей компанией на рынке, в которой работают только люди дела и суперпрофессионалы. В которой каждый делает свое дело на «отлично», с любовью и страстью. В которой каждого прет от работы, он без этого не может и ни на что другое не променяет. И чтобы достичь этой цели, я определил несколько принципов, которых придерживаюсь в работе со своими людьми:
1. Привлекать новых сотрудников
2. Привлекать сильных специалистов
3. Улучшать их профессиональные навыки
4. Не создавать бюрократических преград
5. Автоматизировать работу по-максимуму
6. Постоянно улучшать условия работы
7. Отказаться от неэффективных действий и совещаний
8. Повышать боевой дух и улучшать отношения внутри команды
Последний пункт — самый важный и самый сложный, но именно он определяет, придется ли выживать в одиночку, постоянно неся потери из-за того, что никому не доверяешь, вечно ждешь удара в спину или относишься к товарищам, как к кускам мяса, которыми можно в любой момент пожертвовать. Или все-таки рядом с тобой будет охрененная команда высокоэффективным убийц, которые без пинков, тычков и уговоров могут выполнить поставленную задачу, не задавая тупых вопросов, не корча брезгливое лицо и не впадая в ступор во время треша и хардкора.
Я прекрасно знаю, что такое выживать в одиночку, и предпочитаю второй вариант.
А для создания команды нужно уважение.
Не то уважение, при котором меня, руководителя, все боятся, а я считаю всех вокруг тупицами. Не то уважение, при котором я ору и злюсь на сотрудников, чтобы никто не сомневался в моей силе и влиянии. И не то уважением, при котором мы все такие друзья-товарищи, постоянно где-то вместе зависает, пьем и делимся личными секретами.
А то уважение, при котором каждый уважает работу друг друга. То уважение, при котором я не лезу в полномочия специалиста, не нависаю над ним и не докапываюсь по мелочам, постоянно исправляя его работу. Ведь уж если я нанял человека, то, значит, уверен в том, что он знает свое дело назубок и вытянет проект. Я контролирую нового сотрудника только в процессе испытательного срока и отпускаю в вольное плавание, когда осознаю, что он понял задание и выполняет его в нужно ритме. Ведь отсутствие постоянного внимания с моей стороны не равно потери интереса к тому, что он делает. Моя задача — это четко объяснить, что требуется, и очертить рамки полномочий, а дальше — это уже не моя работа.
Человек должен сам реализовывать поставленную задачу, учиться и отвечать за результат. Только так можно выработать доверие друг к другу, которое в конце концов приведет к тому, что мы начнем понимать друг друга с полуслова и обсуждать стратегические вопросы, не отвлекаясь на повторение старых истин. Да, конечно, могут случаться ошибки, но это будут те ошибки, которые чему-то научат. Как с ребенком: пока он учится ходить, будет падать и ударяться о разные предметы, но если его постоянно носить на руках, подвешивать на ходунках, полностью обезопасить шлемом и налокотниками, он не поймет, что надо делать, чтобы не падать.
Кстати, такое отношение многих ломает: когда контроль с моей стороны ослабевает, им начинает казаться, что теперь можно начинать пинать хуи. То есть я ввожу их в круг доверия, потому что они уже проявили себя как спецы, и переключаюсь на хренову тучу своих задач, а ребята, не чувствуя поводка, начинают теряться.
Это рабская модель поведения человека, который привык работать только из-под палки. А мне не нужны рабы. Мне нужны самостоятельные, самодостаточные люди, боевые машины, равные мне.
Все остальные рано или поздно вылетают: те, кто не хочет ничего добиваться, кто на работе думает только об отпуске, кто не уважает коллег, кто не умеет думать на два шага вперед, кто постоянно выдает черновые варианты и слабые результаты, те, кто работает на «отъебись», те, кому надо подтирать задницу, и те, кого надо постоянно водить за ручку, те, кто не способен быть гибким и меняться, те, кто слишком много говорят и все не по делу, те, кто передают информацию, но ничего сами сделать не могут, те, кто постоянно в негативе и создают конфликты, те, кто уклоняется от настоящей работы и во всех ошибках и неудачах винит тысячу разных обстоятельств, — этот список можно продолжать бесконечно.
Все они — отчаявшиеся нелюди, которые давно, глубоко и добровольно закопали себя. На их могилах написаны самые страшные слова для любого профессионала: «Уже поздно», «Зачем?» и «Ничего не выйдет». Покойтесь с миром и ни в коем случае не вылезайте из своих могил. Дайте живым жить и совершать невозможное. Их немного, но они по-настоящему другие, и их обязательно станет больше.
Конечно, это не значит, что все, с кем я работаю, такие же, как я. Нет, мы все очень разные. У каждого из нас свои интересы, своя жизнь и даже свои тараканы в голове, но, безусловно, мы лучше всех на свете, потому что с уродами я не работаю. Нас объединяет общее дело и то, как мы относимся к нему и друг другу. Ту поддержку и понимание, которые каждый в моей компании получает друг от друга, не купить ни за какие деньги. Рвать задницу ради коллеги — на такой подвиг мало, кто способен. И я безумно рад тому, что вокруг меня собрались люди, способные его совершить и совершающие его, когда на кону стоит результат нашего общего дела. Ради этого я готов работать день и ночь, приводить новых клиентов, вышибать мозги деньги и самые крутые заказы.
У нас нет любимчиков или маловажных людей — все мы часть одной команды, одинаково важная часть! Все вместе мы работаем над общим делом, которое, кроме самореализации, дает нам возможность узнать что-то новое друг от друга, совместно решить какую-то сложную задачу, расширить свой кругозор.
Наша сила в поддержке друг друга, в обмене опытом и знаниями, в развитии сильных сторон.
Команда сильнее отдельного исполнителя, потому что она способна усилить каждого и сложить отдельные части в общую суперкрутую картину. Даже если дизайнер вдруг мощно прокачает свои навыки и станет в одном лице и гениальнейшим планировщиком, и архитектором, и декоратором, и визуализатором, и концептуалистом, и технарем, у него все равно останется свой стиль и почерк, которые будут его ограничивать. А команда — это сборка лучших качеств и характеристик абсолютно разных людей, чьи сильные стороны доводят результат компании до максимума. И чтобы стать лучшей, ей нужно расти и расширяться.
Моя команда — мой основной ресурс. И я не хочу никого потерять, особенно в трудные периоды, которые периодически случаются. Над преодолением кризиса работает вся команда, а не только я один. Для этого-то и нужны крутые напарники, которые, пока ты отстреливаешься от одних, рубят направо и налево других. Их не надо уговаривать не бояться, не расслабляться и не унывать. Не надо просить преодолевать свои страхи и апатию. Они тоже хотят жить и будут бороться бок о бок с тобой за общее дело, в котором они не безымянные пешки, а те, кто выдает тот офигенный результат, благодаря которому finoarte рекомендуют знакомым и друзьями.