Трудно представить себе советский кинематограф без Геннадия Яловича, который был не только прекрасным актером, но и режиссером, педагогом.
Увы, как и многие талантливые люди послевоенного времени, он вынужден был отстаивать свое право на творчество и неоднократно буквально ходил по лезвию ножа.
Со своим другом и однокурсником Владимиром Высоцким они часто шутили на тему, кого из них «возьмут» первым. Но в каждой шутке была доля правды, особенно в тот период, когда среди творческой интеллигенции начались обыски и аресты.
Родился Геннадий Ялович в 1937 году, он – коренной москвич. Но судьба распорядилась так, что отца своего он никогда не знал, а в 1942 году потерял мать.
Мальчика воспитали совершенно чужие люди, которым он был благодарен всю свою жизнь. Нестандартная внешность молодого человека, хорошо поставленный голос и определенная дерзость позволили ему без особого труда поступить в школу-студию МХАТ, его сокурсником и лучшим другом стал не менее дерзкий и своенравным Владимир Высоцкий.
На актерском факультете молодые люди не только оттачивали свое мастерство, но и строили планы о том, как создадут собственный театр. В 1964 году им это удалось, но очень скоро проект закрыли как неблагонадежный с идеологической точки зрения.
Тем не менее, Геннадий Ялович продолжал искать варианты и пробовать сделать что-то свое. Он оказался талантливым организатором и за свою жизнь успел с нуля создать еще два театра – «Мечтатель» и «Альбом».
Оба они также были принудительно закрыты. Причем, сам Ялович чуть было не угодил на нары, так как считался антисоциальным элементом из-за своего свободолюбия.
Еще в студенческие годы Геннадий Ялович активно участвовал не только в работе «мхатовской» творческой мастерской, но и подрабатывал в театре.
Еще в подростковом возрасте он сыграл свою первую роль в фильме «Аттестат зрелости» и мечтал вновь вернуться на съемочную площадку. Однако удалось это сделать лишь после окончания учебы, в 1960 году – молодой актер получил роль в фильме «Начало века».
Он никогда не блистал как главный герой, но считался признанным мастером эпизода, украсив такие картины как «Москва слезам не верит», «Кин-дза-дза», «Приключения электроника», «Усатый нянь», «Афоня», «Трест, который лопнул».
Друзья актера отмечали , что его энергии хватило бы на десять театров и несколько съемочных площадок.
И это была правда, так как помимо работы Геннадий Ялович успел окончить аспирантуру и стать преподавателем. К студентам он был строг, но те, кто у него учился, впоследствии благодарили мастера сцены за науку.
Кроме этого, под влиянием Владимира Высоцкого Ялович пробовал себя на эстраде. Но не в качестве исполнителя, а в качестве постановщика концертных номеров.
Это стало для него отдушиной, ведь многие спектакли, которые он ставил как режиссер, были запрещены к показу.
Свою личную жизнь Геннадий Ялович не афишировал, поэтому даже друзья не знали, есть ли у актера близкий человек. Он никогда не был женат, отшучиваясь, что его избранница – Мельпомена.
И после того, как попал в 1991 году с инфарктом в больницу, никто не сидел ночами возле его постели. А беспокоиться было отчего, так как за несколько суток актер перенес 14 клинических смертей.
Но он не только остался жив, но и смог вернуться к любимому занятию. Правда, его театр «Альбом» был закрыт, что и послужило во многом причиной инфаркта.
Однако талантливый актер и режиссер в очередной раз нашел в себе силы начать все заново и возглавит театр «Товарищество артистов МХАТ», в котором работал до самой смерти.
Очередной инфаркт в марте 2002 года вновь отправил Геннадия Яловича на больничную койку. Оправиться он уже не смог. По настоянию друзей прах артиста кремировали и похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве.