Найти в Дзене
Гараж 68

Подробности разработки ВАЗ-2110

Каждый кто интересуется историей советского и российского автопрома наверняка знает Владимира Ярцева, именно он и еще один выпускник ТПУ Александр Патрушев создали облик перспективных автомобилей ВАЗ. Немного истории: В 1980 году Владимир Ярцев защитил диплом в Тольяттинском Политехническом Институте (ТПИ), после чего попал по распределению в ВАЗ. Здесь он сразу же приступил к работе в только что созданном бюро перспективного проектирования при Центре стиля Управления главного конструктора. Первыми наработками были концептуальные однообъемники Х-1 и Х-2. До него ничего подобного на ВАЗ не рисовали. Эти наработки не остались без внимания, их заметили на высшем уровне, и в итоге именно Ярцеву, Патрушеву и Андрею Рузанову поручили создать облик будущего автомобиля, знаменитой "десятки". Работа была трудная, согласования с технологами, конструкторами и экономистами требовали упрощения, унификации, это конечно же не нравилось дизайнерам, но они не отступали и делали свое дело. Вот что

Каждый кто интересуется историей советского и российского автопрома наверняка знает Владимира Ярцева, именно он и еще один выпускник ТПУ Александр Патрушев создали облик перспективных автомобилей ВАЗ.

ВАЗ 2110
ВАЗ 2110

Немного истории: В 1980 году Владимир Ярцев защитил диплом в Тольяттинском Политехническом Институте (ТПИ), после чего попал по распределению в ВАЗ. Здесь он сразу же приступил к работе в только что созданном бюро перспективного проектирования при Центре стиля Управления главного конструктора.

Владимир Ярцев, Александр Костенков, Олег Семенов, Сергей Таранов, Андрей Митин, Андрей Рузанов, Никита Матюхин, Евгений Лобанов, Юрий Морозов, Владимир Шувалов.
Владимир Ярцев, Александр Костенков, Олег Семенов, Сергей Таранов, Андрей Митин, Андрей Рузанов, Никита Матюхин, Евгений Лобанов, Юрий Морозов, Владимир Шувалов.

Первыми наработками были концептуальные однообъемники Х-1 и Х-2. До него ничего подобного на ВАЗ не рисовали.

ВАЗ Х-1
ВАЗ Х-1

Эти наработки не остались без внимания, их заметили на высшем уровне, и в итоге именно Ярцеву, Патрушеву и Андрею Рузанову поручили создать облик будущего автомобиля, знаменитой "десятки". Работа была трудная, согласования с технологами, конструкторами и экономистами требовали упрощения, унификации, это конечно же не нравилось дизайнерам, но они не отступали и делали свое дело.

Концепт автомобиля ВАЗ
Концепт автомобиля ВАЗ

Вот что рассказывает сам Владимир Ярцев : "В январе 86-го был собран прототип нулевой серии "десятки". Сфотографировали, я собрал подписи у имевших отношение к этому событию и подарил Марку Васильевичу Демидовцеву (руководителю отдела дизайна автомобилей, т.е. как сказали бы сейчас — "шеф-дизайнеру", прим. ред.).

Эта фотография сделанная Ярцевым хорошо известна. Но мало кто знал, что написано на обороте снимка…

ВАЗ 2110
ВАЗ 2110
ВАЗ 2110, другая сторона фотографии
ВАЗ 2110, другая сторона фотографии

Из прочитанной информации можно сделать вывод, что руководство ВАЗа понимало, что делают не то, что могли бы сделать, а то, что от них требовало начальство. Именно поэтому автомобиль устарел уже к моменту появления на свет.

Ярцев продолжает: "О настоящем смысле написанного можно только предполагать. Единственное, что я могу сказать, что при разработке этого автомобиля мы руководствовались скудными возможностями нашей промышленности. Именно поэтому и была предпринята попытка в следующей серии сделать хоть что-то лучше, перспективнее. Но, к сожалению, практически все нововведения, предложенные нами в последней серии "десятки" так и остались только в прототипах и документации."

Какие это были нововведения? Владимир перечисляет: "Сферические боковые стекла для улучшения аэродинамики, один стеклоочиститель, увеличение базы и ширины, увеличенный размер дисков колес и тормозов, и так далее. Но промышленность была к этому не готова. Поэтому выбирали из того что было."

Выходит, ничего нельзя было сделать Иначе? Владимир Ярцев с этим не согласен. "Мнение, что тогда ничего нельзя было сделать — лукавство. Были интересные предложения даже со стороны высшего руководства завода, но они были слишком серьезными и долгосрочными, а это уже не устраивало более высокие инстанции."

В результате получилось то, что получилось — "десятку" запустили в серию лишь в 1995 году, а ее глубоко-рестайлинговый вариант выпускается и по сей день под названием Priora.

В завершение предлагаю вам посмотреть несколько фотографий из личного архива Владимира Ярцева.

Доработанный макет десятки в М 1:4 на фирме Porsche.
Доработанный макет десятки в М 1:4 на фирме Porsche.
Окончательный макет ВАЗ 2110 в размере М 1:1
Окончательный макет ВАЗ 2110 в размере М 1:1
Макет автомобиля ВАЗ 2112 М 1:1,примерка 14" колес с дисками от RW
Макет автомобиля ВАЗ 2112 М 1:1,примерка 14" колес с дисками от RW