4 августа в Горкинско-Ометьевском лесу Казань ждет Open Art Festival – фестиваль современного интерактивного искусства. На нем каждый человек сможет проникнуться духом живописи, музыки и поэзии, встретиться с искусством лицом к лицу.
Мы поговорили за чашкой кофе с создательницей фестиваля Элиной Боргановой и ее командой о том, как появилась идея этого мероприятия и почему творчество открывает глаза и помогает проснуться.
– Ваш фестиваль проходит в Казани уже третий год, и каждый раз он вызывает очень большой интерес у общественности, поскольку для города это уникальное событие. А как появилась идея создания Open Art Festival, с чего все начиналось?
Элина: Началось все еще с пленэров в 2015 году, когда я и мои коллеги начали собираться в парках города Казань. Проект таких встреч я назвала Open Art. И в 2016 году, еще в конце весны, Управление культуры запустило цикл мероприятий «Культурная среда». Мне предложили что-нибудь провести в рамках этого цикла, и я сразу же предложила свой проект арт-фестиваля. Мы сразу придумали программу, запустили группу во ВКонтакте, но большего не делали. Управление культуры дало мне возможность выбрать любую дату для фестиваля, я подумала, что справлюсь быстро, и поставила срок через две недели. Только тогда я и понятия не имела, что на такие мероприятия нужны месяцы подготовки. В итоге проходит два дня, у нас уже 50 репостов, я говорю ребятам: «Минимум 50 человек заинтересовались нашим фестивалем, а у нас ничего не готово, надо бы начать работать». И мы начали всех обзванивать, а тогда еще ни связей, ни знакомств – ничего еще не было, но мы искали, всем трубили и в общем… создалось!
Вообще идея фестиваля была в том, чтобы художники не засиживались в своих мастерских и сами с собой рисовали. И появилась мечта большого проекта, где человек бы заходил в такое пространство, где на каждом шагу творческие «штуки». То есть здесь музыканты: там на гитаре, здесь на барабанах; идешь дальше – здесь рисуют, здесь поют. И чтобы все-все было в этой творческой «движухе», в культуре, в искусстве.
Для меня это была идея «открой искусство для себя, открой творчество и откройся сам!»
– В этом году тема фестиваля «Слова и образы». В чем заключается смысл и концепция такой темы?
Элина: С самого начала, с самого первого фестиваля, мы взяли за основу концепцию менять тему каждый год и делать ее не слишком сложной, не слишком концептуальной, для того чтобы была некая свобода для творчества. И тема этого года, на самом деле, пришла очень спонтанно. Я сама художник, писатель и поэт, и мне хотелось объединить живопись и литературу, но поначалу мы не знали, как это сделать. И потом пришла идея того, что и слова, и изображения – это все образы, ведь еще Уолт Уитмен писал, что все – образы:
«Знак мимолетный,
Сущность настроения художника или долгого исследования ученого,
Тяжкий труд воина, мученика, героя –
Созданы образами».
Когда я предлагала эту тему художникам, они говорили: «Давно понятно, что слова уже не котируются, что они и не влияют на человеческое сознание, а вот изображение, оно более реально, поэтому слова не запоминаются, не имеют силу». Но, естественно, когда я говорила с литераторами об этом, все было строго наоборот.
И для меня вся философия фестиваля – это некая попытка, экспериментальная, объединить, может быть, несочетаемые вещи. То есть это симбиоз и поиск чего-то общего. Прежде всего художник и зритель – могут ли они на одном поле взаимодействовать и творить? Затем поэзия и живопись – где они соприкасаются? И всем художникам, архитекторам мы предлагаем пофилософствовать на эту тему и только после этого писать картины, выставлять арт-объекты.
– Когда вы пишете о философии вашего фестиваля, вы утверждаете, что он – интерактивное искусство. В каком смысле это нужно понимать?
Элина: Вообще я думаю, что интерактив происходит тогда, когда артист взаимодействует со зрителем, когда тот, кто выступает, так или иначе находится очень близко к тому, кто смотрит. Когда происходит некая контактная импровизация: мастер-классы, интерактивная живопись, когда художник рисует рядом со зрителем или даже вместе с ним. В первый год мы даже разрешали зрителям дополнять картины художников. Естественно, некоторым художникам это не понравилось, потому что здесь неизбежно нарушение границ. Но так или иначе, даже если происходит простое наблюдение за творчеством художника, то получается совсем другое произведение искусства, чем если бы он творил один в своей мастерской.
– Какова мечта вашего фестиваля?
Элина: Во-первых, сделать все еще круче и ярче! Многие задумки по разным причинам не осуществляются нами. Те же большие инсталляции, арт-объекты, перформансы – их нужно готовить за год вперед, хотя бы за полгода, а когда подготовка происходит за несколько месяцев, не все участники могут полноценно влиться и подготовить что-то отдельное ради одного дня фестиваля. И поэтому мечта, конечно, чтобы этот фестиваль привлекал больше зрителей, чтобы вырос до масштабов международного.
Мы хотим, чтобы этот фестиваль показывал творчество не только своих своим, но и своих – чужим, и чужих – своим
И дело не только в количестве и масштабе, но и в качестве. Хочется сделать более точечные мероприятия, оставить классическую версию Open Art один раз в год в парках летом, затем сделать версию в помещениях зимой или весной, хочется выйти за пределы города, проводить этот фестиваль в разных городах по всей России, ведь у нас тоже есть таланты, и если мы будем обмениваться талантами между городами, это будет обогащать и тех, и других. Я считаю, что даже в масштабах города это действительно развивает культуру.
– Чем в этом году вы хотите удивить казанского зрителя на своем фестивале?
Элина: Во-первых, будут площадки с арт-инсталляциями, куда мы планируем выставлять что-то очень концептуальное. Мы и раньше пытались реализовать такое – школа архитектуры «Проектэра» делала очень интересный арт-объект вместе со зрителями, но мы хотели сделать для этого отдельную площадку, и вот в этом году нас ждут арт-объекты аж трехметровой высоты, которые придумали разные архитекторы и архитектурные школы.
Данный формат фестиваля предполагает, что все в нем должно быть простым, должно быть наиболее интерактивным и открытым.
В этом году наш лекторий будет значительно масштабнее и разношерстнее, чем раньше. Мы всегда стремились, чтобы он не был академическим, потому что мы сами ходим на разные лекции об искусстве. Начинаешь понимать, что обывателю два часа рассуждений об искусстве могут быть тяжелы и, соответственно, не так интересны. Нам же хочется привлекать обычных людей и говорить, что искусство – это не всегда, что-то сложное, страшное, элитарное, что оно может быть понятным.
– Почему, как вам кажется, каждый казанец должен посетить ваш фестиваль?
Элина: Прежде всего для того, чтобы немножечко прислушаться к себе через творчество, в которое он сам вовлекается, либо просто наблюдает. Для всех нас это возможность не просто отдохнуть, а именно задуматься о важных для себя вещах, и именно искусство, на мой взгляд, и культура в целом с помощью таких «мягких инструментов» вдохновляют и заставляют задуматься о собственной жизни, о собственном месте во вселенной и о собственном правильном или неправильном пути. Когда человек смотрит на чужие произведения или читает книги, он невольно слышит себя и выбирает произведения искусства с точки зрения того, насколько в нем это откликается.
Этот фестиваль создан для того, чтобы проснуться, чтобы начать жить или снова вспомнить о собственной жизни и просто порадоваться!
Василий Трегубов, редакция Include
Фотография обложки: Карина Гайфуллина