Найти в Дзене
Умная Касса

Проводить по одёжке

Пример автоматизации одёжного ритейла с помощью «умной кассы»

С тех пор как кассы «поумнели» и начали работать в режиме онлайн, стали возможными автоматизация торговых точек на уровне кассового софта и более гибкая интеграция ККТ с торговыми и складскими программными решениями и облачными сервисами. Игроки рынка фэшн-ритейла уже начали извлекать из этого пользу для своих бизнес-процессов.

Заинтересованность продавца в автоматизации обычно растёт вместе с оборотами его предприятия. «На первом этапе владельцу магазина важно просто фиксировать продажи, — говорит Дмитрий Жариков, операционный директор T-Skirt (российский бренд женской одежды). — На втором — понимать маржинальность своего бизнеса. На третьем — организовать систему лояльности, изучать своих покупателей, налаживать с ними обратную связь.

Следующий шаг — объединение всех процессов в систему, которая позволит компании становиться всё более удобной для своих клиентов». Таким образом, стартовав с простого кнопочного моноблока, ритейлер рано или поздно приходит к товароучётным системам, «умным кассам» и периферийному оборудованию, позволяющему снижать издержки бизнеса.

Особое положение

Специфическая особенность одёжного и обувного ритейла — усложнённая товарная номенклатура. Витрина и торговый зал не способны вместить всё многообразие размеров и цветов каждого артикула, поэтому основные запасы хранятся на складе. У каждого наименования товара имеется довольно объёмная размерная сетка, притом что каждый размер часто включает позиции разных цветов. Если магазин работает без товароучётной системы (ТС), продавцу приходится то и дело отлучаться на склад только для того, чтобы по просьбе покупателей проверить наличие товара. Поэтому даже небольшие торговые предприятия быстро приходят к необходимости внедрения ТС, позволяющих продавцу видеть товарные остатки и проверять наличие нужного товара, не отходя от кассы.

Такие особенности товарной номенклатуры фэшн-ритейла определяют и требования к кассовому оборудованию. «Самое главное — чтобы касса магазина одежды или обуви поддерживала работу с характеристиками товаров — сеткой размеров и цветов, — объясняет сооснователь компании «МойСклад» Аскар Рахимбердиев. — При интеграции товароучётной системы с «умной кассой» вся информация о товарах загружается в устройство, после чего продавец по названию или штрихкоду может быстро находить цену и обслуживать покупателя». Для фэшн-ритейла очень важно также удобство функции возврата товара: касса должна уметь быстро находить всю информацию о купленном товаре, оформлять чек возврата и одновременно с передачей данных в ФНС выгружать их в учётную систему компании.

-2

Роль штрихкодирования в одёжной рознице не столь велика, как в продуктовом ритейле, поскольку товарооборот в штуках здесь гораздо ниже. Однако по мере роста бизнеса о сканере штрихкодов стоит задуматься. Если в компании более двухсот наименований товаров, эксперты рекомендуют приобрести хотя бы простейшее устройство (цена вопроса — от 2,2 тыс. рублей).

Довольно скоро наличие сканера штрихкодов станет обязательным для торговли одеждой и обувью. Он будет необходим после введения обязательной маркировки товара средствами идентификации. Для обуви этот момент наступит 1 июля 2019‑го, для одежды — 1 декабря того же года. Напомним, что в конце 2017 года в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (467‑ФЗ) были внесены поправки, наделяющие Правительство РФ полномочиями по утверждению перечня товаров, которые подлежат маркировке. Такой перечень из десяти групп товаров утверждён распоряжением от 28 апреля 2018 года (помимо различных товарных групп одежды и обуви, в него вошли табачная продукция, шины, духи, фотокамеры).

Особую роль для фэшн-сегмента играют программы лояльности. «Современные кассы хорошо сочетаются с соответствующим софтом, — добавляет Аскар Рахимбердиев. — Причём некоторые типы касс позволяют управлять системой непосредственно из своего интерфейса: продавец может по номеру телефона зарегистрировать нового клиента и уже во время оформления первой покупки включить его в программу лояльности».

Спешить некуда

К чему фэшн-ритейл не особенно требователен (в отличие от продовольственной розницы), так это к быстродействию кассового оборудования — скорости сканирования штрихкода и печати чеков. А значит, это разумная возможность сэкономить, поскольку быстродействующие устройства дороже.

Любопытно, что чем выше ценовой сегмент, тем более свободно покупатели относятся к своему времени. «В наших магазинах продавец-стилист может иногда провести с покупателем в примерочной два — три часа», — говорит Дмитрий Жариков.

Небольшая заминка возле кассы при оформлении и оплате покупок может даже принести свою пользу. В петербургском магазине «Мармеладова-букетик» (компания «КультуРРа») этот процесс занимает около двух минут. Причина — в сложном технологическом решении, к которому пришла компания послетого, как использование онлайн-касс стало обязательным. Всё дело в том, что «КультуРРа» исторически работает на компьютерах Mac (основатели бренда стартовали как дизайнеры, а в этой среде предпочитают Mac), которые напрямую сложно интегрировать с отечественными кассами. «В результате между ТС и фискализацией продаж есть лишнее «звено», а завершение продажи происходит с телефона, который с помощью беспроводной связи контактирует с принтером чеков», — рассказывает Алексей Анисимов, совладелец магазина «Мармеладова-букетик».

Небольшую техническую паузу продавец-консультант за кассой использует как рекламную: успевает рассказать покупателю о смежных проектах компании (общепит и сеть парикмахерских) и благотворительных акциях.

Всё заканчивается тем, что в результате покупатель получает чек, напоминающий отдельный дизайнерский продукт. «Для этого мы выбрали принтер с самой широкой лентой — 80 мм, — рассказывает Анисимов. — Там помещается информация о наших проектах, а также интересные картинки и сообщения. Первое время клиенты фотографировали наши чеки и выкладывали их в Instagram».

«Что касается физических параметров касс, то здесь у одёжного ритейла также большой диапазон возможностей, — говорит Максим Митусов, руководитель проекта «МодульКасса». — Касса может быть любой величины, и даже размер экрана не имеет в этом сегменте большого значения. Для маленьких магазинов можно использовать мобильную кассу, которую производители часто адресуют курьерским службам, и даже простую автономную кассу, которая умеет только регистрировать факт продажи и отсылать чек ОФД».

-3
Комментарий «Умной кассы»
«Кассовое решение от магазина «Мармеладова-букетик» немного экзотично, но вполне жизнеспособно (и двухлетний опыт работы это подтверждает). Компьютеры Mac в российских магазинах используются редко, поскольку их трудно «подружить» напрямую с принтерами. В этом примере в качестве промежуточного звена используется телефон — и это самое слабое звено: если на него поступает входящий звонок, печать чека может тормозиться. Хотя для фэшн-ритейла это действительно некритично.
Обычно все поступают проще. Используется простой ноутбук под управлением MS Windows, на который установлено ПО «1С:Розница» или «МойСклад». К ноутбуку через USB-соединение подключаются принтер, платёжный терминал и сканер штрихкодов. Собственно говоря, это самое распространённое и доступное на сегодня решение по автоматизации магазина, торгующего одеждой, обувью и аксессуарами».

Короткое замыкание

Появление на рынке «умных касс» позволило компаниям, которые пришли к использованию автоматизированных систем учёта, замкнуть всю информационную систему и превратить её в одно целое. Современные онлайн-кассы легко интегрируются с товароучётными системами, а для того, чтобы настроить всю систему, достаточно двух рабочих дней. «Для начала необходимо привести в порядок всю номенклатуру товаров и оценить характеристики модификации, чтобы оформить единую размерную сетку, — объясняет Аскар Рахимбердиев. — В таблицу нужно внести все характеристики артикула и штрихкоды (если компания использует этот инструмент). При этом, если магазин работает со штрихкодами, а товар от поставщиков приходит без них, придётся купить принтер этикеток и штрихкодировать самостоятельно».

Все данные по номенклатуре, цене и штрихкодам из ТС загружаются в кассу. В свою очередь, смарт-касса, интегрированная с учётной системой, фиксирует все розничные продажи и передаёт информацию о каждой продаже обратно в систему, которая тут же «списывает» все купленные товары. Таким образом при наличии «умных касс» процесс учёта товарных остатков из утомительной рутины превращается в элементарную операцию, что заметно облегчает жизнь управляющего. «Автоматизация особенно удобна, — продолжает Рахимбердиев, — если у компании есть хотя бы две точки продаж: вся информация об изменениях в ценах и ассортименте быстро «разъезжается» по кассам, а данные о продажах стекаются в единый центр». По словам сооснователя компании «МойСклад», ручной работы потребует только фиксация закупок. Однако если компания не будет забывать документировать все затраты, она сможет также быстро рассчитывать свою себестоимость.

Как правило, ТС поддерживают систему лояльности, столь важную для фэшн-индустрии, где нужно идентифицировать покупателя и накапливать скидки для каждого клиента. Но если требуется более сложная система лояльности, то придётся купить отдельный софт и интегрировать его с учётной системой и «умной кассой».

ККТ на вырост

Многие торговые компании инвестируют в софт и технику постепенно, по мере развития бизнеса. Однако лучше, по мнению операционного директора компании T-Skirt Дмитрия Жарикова, сразу смотреть на перспективу и строить информационную систему «с запасом», который в дальнейшем позволит спокойно масштабироваться и обеспечивать отрыв от конкурентов. Даже при запуске маленького магазина нужно помнить о том, какие ценности компания предлагает своему покупателю, и избавлять себя от всех издержек, оплата которых в конце концов ляжет на плечи потребителя: «За все издержки, возникающие у предпринимателя, платит покупатель. Непопулярные размеры, товарные остатки, штат бухгалтеров (часть которых в конечном итоге может заменить «умнаякасса»), пересортица — за всё придётся заплатить клиенту, притом что это не является для него ценностью. Поэтому любой продавец обязан минимизировать потери. «Умные» решения позволяют это сделать».

Компания, в которой работает Дмитрий Жариков, — полного цикла: своя разработка, производство одежды, логистика, интернет-магазин и три магазина в центре Москвы (не считая продаж через онлайн-агрегаторы). Как объясняет Дмитрий, когда в 2015 году компания только открывала свой первый магазин, было понятно, что без информационной системы не обойтись, если учитывать планы по масштабированию и открытию новых точек. Поэтому компания сразу же решила вложиться в софт — товароучётную систему.

-4

Она позволила развиваться быстро: с появлением нового магазина или склада оставалось только подключать к системе новые модули и выстраивать между ними процессы. Оборудование компания закупала тоже «на вырост», поэтому свою первую многофункциональную «умную кассу» приобрела ещё в 2015 году — до того как начались первые шаги реформы фискализации. Оставалось только добавить онлайн-составляющую, что компания и сделала в числе первой тысячи предпринимателей в начале 2016 года. «Интеграция и настройки прошли настолько гладко, что наши продавцы даже ничего не заметили, — говорит Жариков. — Зато это хорошо увидел менеджмент.

Всплеск эмоций, которые мы все испытали после внедрения, запомнился надолго. Онлайн-касса способна на многое. А главное — помогает отслеживать покупки клиентов и быть к нему ближе — через простоту и удобство оплаты, информирование о новинках, скидки при повторной покупке и так далее.

Для нашего бизнеса очень важная составляющая — покупатель. А «умная касса» позволяет видеть своих клиентов».