По сути дела, воспитательная функция в системе высшего образования должна быть представлена в наименьшей степени по сравнению с другими. Каждый человек должен поступать в Университет осознанно, целенаправленно, а отнюдь не потому, что его туда пропихивают родители или кто-то ещё. Тем более менторские наставления в наименьшей степени должны затрагивать студентов старших курсов, потенциальных бакалавров, специалистов и магистров.
Принцип прост: «Хочешь учиться – мы тебе в этом поможем, как педагоги научим. Не хочешь – не учись». Всё в плане получения квалификации должно быть честно. Неважно, на каком курсе силы и желания, мотивация к обучению иссякнут, или когда произойдёт переоценка ценностей и профессиональных пристрастий. Главное – чтобы человек оставался честен перед собой, своими соратниками и наставниками. Были интересы только на первых трёх курсах – получи справку о неполном высшем, четыре – диплом бакалавра и т.д. Полученный тобой документ должен чётко соответствовать твоим реально сформированным, а не притянутым за уши, знаниям, умениям и навыкам.
В жизни студентов бывают различные жизненные обстоятельства, и педагог должен относиться к одарённым и ТРУДОЛЮБИВЫМ (вне зависимости от того, представлены оба этих качества в одной личности или чередуются в разных) единицам с сочувствием, но поддерживать нужно только то, что хочет расти, даже если расти трудно. Если же человек принципиально или бессознательно расти в изначально выбранном направлении уже не хочет, то не нужно тянуть его за уши дальше. Гораздо лучше для обеих сторон будет подсказать учащемуся, изучив за время учебного сотрудничества его определённые задатки и склонности, где ещё он может себя реализовать.
Любая Школа Жизни (в том числе и профессиональная) не напрасна; главное – идти по СВОЕМУ Пути, который не обязательно прямолинеен от начала и до конца. Он может ветвиться и как дерево, образуя сложную жизненную структуру, интересную судьбу и уникальную биографию.
2012
© Copyright: Максим Вячеславович Гуреев