Фантастика, которая никогда не станет ретро
В кинотеатрах Том Круз в очередной раз спасает мир в очередной части «Миссии». Удивительно, что актер в почти 58-летнем возрасте сам выполняет трюки и скачет по крышам, не жалея себя. Круз активно снимался на протяжении всей своей карьеры, и в 2002 году с ним вышел фантастический фильм по произведениям Ф. Дика «Особое мнение» за режиссерством С. Спилберга. Вообще нулевые были благосклонны как к Спилбергу и Крузу, так и к жанру в целом — в 2003 году вышел фильм про кражу памяти «Час расплаты», тоже по Дику, в 2001 году был «Искусственный разум» у Спилберга, второй эпизод «Звездных войн» с толпами клонов, Круз к тому времени уже закрепился в жанре экшен двумя «Миссиями».
И вот звезды сошлись, и Спилберг снимает «Особое мнение» о мире будущего, где существует отдел предотвращения убийств. В качестве оракулов — три мутанта, чьи видения проецируются и истолковываются полицейскими. Герой Круза, сотрудник этого отдела, видит себя в качестве будущего преступника и решает докопаться до правды в стиле лучших образцов жанра: скрываясь от бывших коллег и пытаясь распутать загадку своего несовершенного преступления.
Смотря этот фильм сейчас, спустя 16 после его выхода, парадоксальным образом попадаешь в настоящее. Спустя 16 лет, в 2018 году, Спилберг снимает громыхающие песочницы с тоннами поп-культурных отсылок, а Круз уже который год пытается отсрочить старость. Спилберг верен своему перу, и даже умело прикидывающийся шпионской погоней и «борнианой» фильм не скатывается в жанровые пропасти, а остается догонялками в стиле «Индианы Джонса» с его глупыми нацистами, которые спотыкаются друг об друга. И хотя Круз тут не прикладывает сверхчеловеческих усилий для выживания, опасностей меньше не становится.
Фильм словно ввел моду на стерильно белые футуристические дизайны, которые узнаются потом и в «Атаке клонов», и в «Я, робот». Но, в целом, футуризм у Спилберга приземлен и продуман немного больше, чем у иных коллег по цеху, и это отчетливо видно даже в недавнем «Первому игроку приготовиться», где все узнаваемо и даже немного отдает ретро. Гуманизм Спилберга удобно наслаивается на параноидальный фантазм Дика, и прогрессу не перегнать в этой гонке на выживание самоотверженность, сострадание и любовь. Многие вопросы к сценаристам остаются открытыми. Как преступление выявляется на такой ранней стадии? И как возможно отличить устоявшийся мотив от мимолетной мысли? Впрочем, подобные измышления в любом случае наталкивают на пессимистичный прогноз относительно подобной фантастики.
Автор — Станислав Шинтяпин
Подписывайтесь на лучший канал про кино и сериалы – Киноблуд — в ВК и Telegram.
#воскреснаяклассика