Найти тему

Традиция в церкви: госпожа или служанка? ⛪️

Взаимоотношения поколений во многом осложняются из-за различного отношения к церковной традиции. И хотя церковная традиция это то яблоко раздора, из-за которого произошёл не один церковный раскол, за две тысячи лет мы так и не пришли к единому мнению: нужна ли церкви традиция или нет?

ДАЖЕ У ПРОТЕСТАНТОВ ЕСТЬ ТРАДИЦИЯ

Как же возникла традиция в церкви, и почему не получается жить буквально в соответствии с одним из принципов Реформации: «Sola Scriptura» («Только Писание»)? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо взглянуть на само Писание, а вернее на Новый Завет, в соответствии с которым мы, прежде всего, и выстраиваем нашу духовную жизнь. Что же мы видим на страницах Евангелий и Посланий? Может быть, список чётких правил и инструкций?

Проповедь Билли Грэма в спорткомплексе «Олимпийский». Москва, 1992 г.
Проповедь Билли Грэма в спорткомплексе «Олимпийский». Москва, 1992 г.

Например, есть ли в Новом Завете перечень указаний, который регламентировал бы, как благовествовать в той или иной ситуации или среде? Например, русским людям — доносить Евангелие личным свидетельством, а американцам — устраивать массовые евангелизации. Такой конкретики в Новом Завете нет! Вместе с тем, многие церкви в России уже в конце 90-х стали отказываться от дорогостоящих концертов и показов фильмов. Почему? Да просто потому, что опыт показывал низкую эффективность этого способа благовестия в России того времени. Причём это отнюдь не значит, что этот способ евангелизации был неэффективен раньше или не будет эффективным через несколько лет. Именно опыт лежит в основе любой традиции. Наступив на одни и те же грабли два-три раза, мы стараемся не только обойти их, но и предостеречь идущие за нами поколения. Проведя несколько дорогостоящих концертов и в результате не пожав ни одного снопа, лидеры церквей начинают искать новые способы донесения до людей Благой вести. И найдя их, конечно же, делятся опытом с другими. Так, появляется традиция: благовествовать тем или иным способом. В этом отношении она — служанка Церкви. Традиция помогает будущему поколению не повторять наших ошибок.

ПРИМЕР ЭФФЕКТИВНОЙ ТРАДИЦИИ В ПЕРВОЙ ЦЕРКВИ

Если мы заглянем в церковную историю, то уже там увидим примеры, как Церковь накапливала опыт и удачно использовала его для распространения Царства Божьего. Например, 6-я глава Книги деяний рассказывает о довольно неприятной ситуации в церкви. Напомню, что в те времена Церковь жила единой коммуной, как это активно практиковалось на территории Ближнего Востока. И вот, «в эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (Деян. 6:1). Как поступить? Что говорит Писание? В общем-то, ничего конкретного. Общие принципы есть: всё должно быть по справедливости, и иностранца притеснять нельзя. А вот, как воплотить эти принципы в реальной обстановке, с реальными людьми? И здесь приходит на помощь опыт. Причём, опыт не церковный, и даже не иудейский. Апостолы самой жизнью были научены тому, что любая система хорошо функционирует тогда, когда в ней различные люди отвечают за разнообразные виды деятельности. Если всё делают одни и те же люди, то не миновать упущений, так как один в поле не воин. И они, рассудив, приняли решение разделить церковную власть на священническую и дьяконскую. Апостолы заложили традицию, которая и сегодня помогает поместным церквям в их административной деятельности.

ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ БЫ, ОТКАЗАВШИСЬ ОТ ТРАДИЦИИ

Сегодня порядок богослужений позволяет прихожанам и членам церкви чувствовать себя комфортно, планировать своё время. Например, опыт показал, что два часа для богослужения — оптимальный вариант для современных верующих России. За два часа можно многое успеть, и вместе с тем люди не устают и под конец не смотрят ежесекундно на часы. Что же плохого в традиции проводить богослужения по два часа?..
Традиционное понимание слов Священного Писания — тоже немаловажный аспект христианской жизни. Изначально люди договорились, то есть создали традицию те или иные явления и предметы называть определёнными словами. И когда Бог говорил людям на человеческом языке, он использовал именно традиционное и общепризнанное значение слов.

Например, в некоторых церквях запретили причастие с использованием вина. Однажды по этому поводу я беседовал с братом из такой общины, и он рассуждал следующим образом:

1. Пьяницы Царства Божьего не наследуют. → 2. Слова «пьяница» и «пить» имеют общее происхождение. → 3. Следовательно, пить вино в любых количествах — значит быть пьяницей, а пьяницы Царства Божьего не наследуют.

Вполне очевидно, что этот брат придал слову «пьяница» не общепринятое, традиционное значение, а новое — своё. Традиционное понимание этого слова: «человек, злоупотребляющий алкоголем». А человек, принимающий причастие вином, никак не злоупотребляет им. С таким же успехом можно сказать, что если весной один листик оторвался от дерева и упал, то начался листопад...

Итак, на этих примерах мы убедились в том, что в традиции как таковой нет ничего плохого. Мало того, в традиции есть много хорошего: она помогает нам воплощать универсальные библейские истины в конкретных культурных и исторических условиях, она упорядочивает богослужение и даёт некую стабильность. Традиция помогает нам правильно понимать Священное Писание.

КАК НЕ СТАТЬ РАБАМИ ТРАДИЦИИ

Вместе с тем, если мы посмотрим на некоторые так называемые «традиционные» церкви, то вряд ли обнаружим за их постановлениями чей-то опыт и практическую пользу. Наоборот, мы отчётливо увидим, что эти традиции уже определяют жизнь церкви, которая стала служанкой этих установлений!

© фото covenantchurchfurniture.com
© фото covenantchurchfurniture.com

Однажды, придя на богослужение, я застал одну из пожилых сестёр за довольно необычным силовым упражнением: она несла через зал деревянную скамейку. Так как скамья была рассчитана на пятерых человек, её вес был весьма внушительным. Оказалось, что кто-то в будние дни переставлял скамейки и оставил их в другом порядке. Я не понял, как эта сестра нашла свою среди однообразных рядов других скамеек, не понял, как у неё хватило сил поменять две из них местами, и не понял, зачем ей всё это было нужно, но усвоил одно: традиция своим последователям даёт душевный комфорт. Ради этого душевного комфорта люди готовы не только скамейки деревянные на старости лет носить, они готовы даже разделять церковь!

Кто же нуждается в таком душевном комфорте? В первую очередь, те, кто живёт прошлым. Молодые люди сразу подумают о пожилых. На самом деле, пожилой человек — это понятие возрастное, а вот старик — понятие психологическое. Не тот стар, кто носит седины, а тот, кто живёт прошлым, будь ему шестьдесят, тридцать, или даже семнадцать лет. Люди, живущие прошлым и постоянно ностальгирующие по нему, есть в любом возрасте. Тоска по прошлому усугубляется тем, что со временем прошлое идеализируется: плохое забывается, а хорошее приобретает новые краски... Человек, живущий в этом прекрасном, но нереальном мире всё новое воспринимает в штыки просто потому, что новое заставляет его выйти из его блаженного состояния воспоминаний. Традиция же помогает ему отгородиться от реальности, жить как в старые добрые времена. Традиция даёт таким людям душевное спокойствие. Мир изменился, он несёт много нового, того, что приносит дискомфорт, заставляет ворчать и говорить, что «в наше время всё было по-другому». В церкви же, благодаря укоренившийся традиции, можно сохранить некий мирок «прекрасного» прошлого и хотя бы раз в неделю оказываться в нём. В данном случае традиция — это не опыт, а «законсервированное» прошлое, которое создает иллюзию, но забирает действительность. Традиция из служанки превращается в госпожу...

Как же определить, правильно ли мы используем традицию? На мой взгляд, есть, как минимум, один способ определить, кто в церкви хозяин: Слово Божие или традиция. Если большая часть верующих или хотя бы все служители способны ответить, почему они поступают именно так, как поступают — значит традиция здесь актуальна и соответствует Писанию. А если в ответ прозвучит: «Потому что у нас так принято», — значит, никакого практического смысла эта традиция уже не несёт. Я бы сказал, что это уже мёртвая традиция. А мертвецам не место среди живых.

Николай Владимирович Орлов, пастор церкви ЕХБ в Михайловке