Колоритная среда детской беспризорщины начала 20-х годов была хорошо известна авторам знаменитой книги. Пантелеев и Белых сами прошли эту суровую школу жизни.
Ленька и Янкель
Леонид Пантелеев (подлинное имя - Алексей Иванович Еремеев) родился в 1908 году в Санкт-Петербурге, в семье купцов-лесопромышленников. В годы гражданской войны потерял родителей и стал беспризорником. В 1921 году попал в Школу социально-индивидуального воспитания имени Достоевского (ШКИД), где подружился с Григорием Белых (в книге он фигурирует под фамилией Черных - «типичный блондинистый еврей» по кличке Янкель).
После окончания школы оба жили в Ленинграде и работали журналистами. По инициативе и при содействии Самуила Маршака молодые литераторы написали автобиографическую книгу о своем трудном детстве, ставшую бестселлером для многих поколений молодых читателей. В дальнейшем они работали порознь. Пантелеев (псевдоним он позаимствовал у знаменитого в двадцатые годы налетчика) написал и опубликовал несколько рассказов, в том числе такие известные, как «Часы» и «Пакет», экранизированные в 60-е годы. По рассказу «Честное слово» был снят мультфильм.
Белых написал несколько рассказов, автобиографическую повесть «Дом веселых нищих». В 1938 году его репрессировали. С обложки знаменитой книги на долгие годы исчезла его фамилия. А Леонида Пантелеева перестали печатать, его имя практически нигде не упоминалось.
Идея экранизировать «Республику ШКИД» возникла в 60-е годы на «Ленфильме». К написанию сценария привлекли самого Пантелеева. А дорабатывали текст молодой режиссер Геннадий Полока и маститый сценарист Евгений Митько. Окончательный вариант был готов через две недели. Поскольку у Полоки имелось режиссерское образование, решили, что снимать будет он.
Чтобы набрать актеров, нужно было просмотреть сотни претендентов. Как-то раз киношники явились в 368-ю школу города Ленинграда. Здесь им удалось найти многих ребят, снявшихся потом в картине, в том числе и Сашу Кавалерова - знаменитого Мамочку. Помреж собрал всех, в ком рассмотрел искру таланта.
Опасный эксперимент.
Сандро Товстоногов, игравший грузинского князя Дзе, должен был ударить учителя табуреткой по голове. Чтобы смягчить удар, табурет сделали из пенопласта и скрепили его спичками. На всякий случай сделали еще один табурет. Видимо, тот оказался прочнее первого, потому что, когда Сандро во втором дубле саданул Павла Борисовича по голове, тот чуть не потерял сознание. Собрав последние силы, он произнес «Не шали!» и тяжело рухнул в подставленное кресло. Когда Луспекаев пришел в себя, он сказал режиссеру: «Гена, третьего дубля я не выдержу».
Республикой ШКИД назвали свою школу имени Достоевского ее свободолюбивые воспитанники, объявившие войну косной педагогике прошлого. Режиссер Геннадий Полока делал новаторский, экспериментальный фильм, что очень смущало идеологов советского кино. Он хотел в картине смоделировать общество своей мечты. Отказался взять на роль Викниксора маститого Андрея Попова, а пригласил молодого Сергея Юрского, снимавшегося до этого лишь в эпизодах. Остальных взрослых также играли малоизвестные актеры - это был творческий принцип режиссера. Павел Луспекаев до «Республики ШКИД» снимался только в небольших ролях. Для Юлии Бурыгиной (Эланлюм) это была вообще первая роль в кино. Кстати, она и позже практически не снималась и всю жизнь проработала на сцене Малого театра. Солидный киноопыт был только у Веры Титовой (повариха), но опять же только в эпизодах. Словом, это была картина талантливых дебютантов.
На худсовете «Ленфильма» корифеи студии назвали «Республику ШКИД» «антипедагогичным» фильмом и потребовали сократить две большие новеллы. В результате картина «усохла» до односерийной. Причем пленка была уничтожена, и впоследствии режиссер не смог восстановить изъятое.
Работу съемочной группы оплатили по второй категории, но «Республика ШКИД» прошла по экранам страны с огромным успехом. В одном только ленинградском кинотеатре «Родина» лента демонстрировалась непрерывно три с половиной месяца при полных аншлагах. Однако высшему киноначальству «Республика ШКИД» была неугодна.
Угрозы чиновников не оказались пустым звуком. Дальнейшая карьера режиссера Полоки складывалась весьма непросто. Следующий фильм, который он снял по пьесе Льва Славина «Интервенция», положили на полку на двадцать лет. Полоку временно отстранили от режиссерской работы. Чтобы выжить, он занимался написанием сценариев, сам снимался в кино, играя главным образом иностранцев. Потом, чтобы реабилитироваться, ему предложили сделать картину о советских чекистах. Но Геннадий Полока остался верен себе. Его фильм «Один из нас» получился весьма двусмысленным. В Комитете по кинематографии решили, что картина оскорбляет героический образ советских разведчиков и ей не место в прокате. Фильм спас известный разведчик Конон Молодый, который привел на просмотр нескольких коллег. Им «Один из нас» понравился, и это решило дело.
Гога
Не менее драматично сложились судьбы многих детей, снимавшихся в фильме. Пожалуй, самая яркая актерская биография у Виктора Перевалова, сыгравшего Гогу. На его счету свыше 60 ролей, в том числе в фильмах «Марья-искусница», «Я вас любил», «Старая, старая сказка», «Годен к нестроевой», «Трактир на Пятницкой».
В кино он попал случайно. Когда съемочная группа с «Ленфильма» работала в одном из музеев, туда на экскурсию привели первоклашек. Режиссеру приглянулся белоголовый мальчишка со смешным вздернутым носиком. Витю пригласили на кинопробы. С той поры он снимался непрерывно - «Город зажигает огни», «Балтийское небо», «Сомбреро». У актера необычное лицо - и по сей день, даже во взрослом возрасте, он похож на мальчика. Это и стало его бедой. Когда Виктор вырос, его перестали снимать в интересных ролях, он вынужден был играть милиционеров в эпизодах. С учебой во ВГИКе ничего не получилось, и он решил уйти из кино. Профессии никакой не было, поэтому соглашался на любую работу: выпрямлял рельсы в метро, работал грузчиком в магазине на Невском, был кровельщиком, ремонтировал различные производственные помещения, что-то фасовал, работал на сборе яблок.
Наконец он скопил на машину. Некоторые из приятелей подкидывали халтуру. Что-то отвозил, привозил, сопровождал грузы. Но несколько лет назад у него случился инфаркт и машину пришлось оставить. Сейчас Виктор Перевалов сторожит автомобили на стоянке. День отдежурит - три дома. Из длительных запоев его умела вытаскивать только жена Ирина, по профессии химик-технолог. Дочь Перевалова работает менеджером, внучка оканчивает школу.
Мамочка, Дзе и Янкель
Пожалуй, самой колоритной личностью в фильме «Республика ШКИД» был беспризорник по кличке Мамочка, роль которого сыграл Саша Кавалеров. Песни из этого фильма в его исполнении - «У кошки четыре ноги», «По приютам я с детства скитался» - до сих пор поют и дети, и взрослые.
Жизнь у Александра складывается пестро и извилисто, как и у его героя. Курить он начал с одиннадцати лет, пьет с раннего детства, состоял на учете в детской комнате милиции. Но зато с трех лет поет. Мама выступала в народном хоре, и как-то раз Сашу выпустили на сцену с песней «Называют меня некрасивою». Уже в семь лет Кавалеров выступал как мастер художественного слова. А в пятнадцать, после роли в «Республике ШКИД», прославился на всю страну.
Снимали его много. Приглашали в основном на роли, где надо петь. Многие фильмы запомнились именно тем, что там пел Саша Кавалеров, - «Мужской разговор», «И это все о нем», «Минута молчания»...
Владимир Колесников играл в «ШКИДе» воспитанника Слоенова, отбиравшего хлеб у ребят. После выхода фильма с ним произошел неприятный инцидент. Однажды зимой какой-то здоровенный амбал, не понимающий разницы между актером и его ролью, встретил Володю на улице, узнал и швырнул в Фонтанку. К счастью, лед был покрыт большими сугробами. Как-то на гастролях в Ростове актер случайно попал в драку и очнулся в реанимации. В другой раз Колесников получил удар ножом в грудь, но выжил. Жена Владимира - актриса театра-студии, которую он некоторое время возглавлял. В трудные 90-е годы театр закрылся. Сейчас Колесников работает менеджером в бизнес-клубе.