Ответы: https://yadi.sk/i/P9YLkKHl3akSWz
1. С 1 июля 2018 г. ч. 14 ст. 21 Закона № 44-ФЗ (изменения в план-график) позволяет заказчикам ждать 1 день после внесения изменений в план-график, если, например, заказчик планирует проводить закупку у единственного поставщика.
Но в ч. 14 ст. 21 есть указание только на "ждать 1 день до размещения извещения". Вместе с тем, по единственному поставщику в ряде случаев извещения не размещаются. В Постановлении Правительства РФ № 553 (о порядке ведения плана-графика) есть оговорка "ждать до даты размещения извещения, а если извещения нет, то до даты заключения контракта".
Однако в Постановление № 553 поправки не внесены и там так и осталось 10 дней.
Вопросы: вправе ли заказчик внести изменения в план-график, подождать 1 день и заключить контракт с единственным поставщиком (без извещения), несмотря на отсутствие такого положения в Постановлении № 553? Планируется ли внесение поправок в Постановление № 553 и если да, то когда?
2. Части 5 и 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ требуют при ответственности в проекте контракта с 1 июля 2018 г. указывать не ставку рефинансирования, а ключевую ставку.
Вместе с тем, в Постановлении Правительства РФ № 1042 (о порядке расчетов сумм штраф и пеней) осталась ставка рефинансирования. Также ставка рефинансирования осталась в типовых контрактах, которые обязательны для применения заказчиками в ряде случаев, указанных в соответствующих приказах ФОИВ.
Вопросы: вправе ли заказчик указать в проекте контракта и в контракте (включая типовые) при его заключении ставку рефинансирования? Либо всегда должен указывать только ключевую ставку? Планируется ли внесение поправок в Постановление № 1042 и если да, то когда?
3. Ст. 25 Закона № 44-ФЗ и Постановление Правительства РФ № 1088 предусматривают право заказчиков проводить совместные аукционы и конкурсы. При этом, в силу требований к совместным закупкам, возможна такая ситуация, когда начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) каждого заказчика меньше 1 млн. руб., но при этом общая НМЦК больше 1 млн. руб. При этом ч. 1 ст. 44 Закона № 44-ФЗ и Постановление Правительства РФ № 439 указывают, что заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 миллион рублей. То есть при НМЦК до 1 млн. рублей обеспечение заявки может составлять 0 рублей (не устанавливается).
Вопрос: каков должен быть размер обеспечения заявки у каждого заказчика совместного аукциона и по совместному аукциону у организатора такого совместного аукциона, если НМЦК каждого заказчика менее 1 млн. рублей – 0 (ноль) или исходя из общей НМЦК совместного аукциона, которая более 1 млн. рублей?
4. Ст. 103 Закона № 44-ФЗ в новой редакции указывает, что заказчики обязаны вносить сведения в реестр контрактов не позднее 5 рабочих дней после соответствующего события (например, заключения контракта). До 1 июля 2018 г. данный срок составлял не более 3 рабочих дней.
Вопрос: если заказчиком заключен контракт, например, в мае-июне 2018 г., и, соответственно, в мае-июне заказчик размещал сведения в реестре в срок не более 3 рабочих дней, вправе ли заказчик по такому контракту после 1 июля 2018 г. размещать сведения в срок не более 5 рабочих дней?
5. По ч. 42 ст. 112 Закона № 44-ФЗ в ред. закона № 174-ФЗ унитарным предприятиям разрешено проводить закупки по правилам Федерального закона № 223-ФЗ, если закупки проводятся без привлечения средств бюджета.
Вопросы: вправе ли унитарное предприятие, которое работало в 2018 г. только по Закону № 44-ФЗ и у которого нет размещённого в ЕИС положения о закупке, опубликовать (впервые) до 1 октября 2018 г. своё положение о закупке и начать работать в 2018 г. по Закону № 223-ФЗ? Или вправе работать только с 1 января 2019 г.? Если положение опубликовано в 2018 г., но позже 1 октября 2018 г., когда унитарное предприятие вправе начать работать по Закону № 223-ФЗ – с 1 января 2019 г.?
6. По ч. 1 ст. 44 Закона № 44-ФЗ и Постановление Правительства РФ № 439 указывают, что заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 миллион рублей.
Вопрос: заказчик обязан не устанавливать обеспечение заявки при НМЦК до 1 млн. руб. или вправе установить? И если вправе, то в каком размере?
7. В части 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ указано, что результаты отдельного этапа исполнения контракта в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона) отражаются заказчиком в отчете.
Вопросы:
1) формулировка «информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге» относится к полному исполнению контракта либо к каждому факту поставки, выполнения работ или оказания услуг в процессе действия контракта?
2) вправе ли заказчик по длящемуся контракту (например, на поставку коммунальных ресурсов с приёмкой оплатой ежемесячно) или по контракту с поставкой по заявкам (с приёмкой и оплатой, например, 2-4 раза в месяц) публиковать отчёт только один раз - в конце срока действия и исполнения контракта? Или необходимо публиковать отчет по каждому факту приёмки товара, по каждому факту оплаты? Или вообще не нужно?
3) если заказчиком например, в мае-июне 2018 г., заключен контракт предметом которого не является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и цена контракта не превышает один миллиард рублей, но в мае-июне заказчик публиковал отчёт по каждому отдельному этапу исполнения контракта, вправе ли заказчик по такому контракту после 1 июля 2018 г. больше не публиковать отчет по каждому отдельному этапу исполнения контракта?
8. По взаимодействию положений ч. 4 ст. 94 и п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Пункт 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ указан в исключениях ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, по которым экспертиза с привлечением экспертов, экспертных организаций не проводится, т.е. заказчик вправе провести такую экспертизу своими силами (ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Но п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в исключениях ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ отсутствует, при этом с 1 июля несостоявшиеся (с 1 поданной или допущенной заявкой) электронные аукционы перемещены из п. 25 в п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Вопрос: если проводимый после 1 июля 2018 г. электронный аукцион не состоялся в связи с тем, что подана или допущена только 1 заявка и заказчик заключил контракт по п. 25.1. ч. 1 ст. 93, обязан ли заказчик проводить экспертизу с привлечением экспертов, экспертных организаций или вправе провести экспертизу силами заказчика?
9. Заказчик опубликовал извещение электронного аукциона до 1 июля 2018 г., на аукцион в июлей 2018 г. поступила 1 заявка.
Вопрос: заказчику необходимо заключить контракт по п. 25 ч. 1 ст. 93 или по п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?
10. Описание проблемы при рассмотрении 2-х частей электронного аукциона:
- ч. 1 ст. 69 Закона № 44-ФЗ требует, чтобы аукционная комиссия заказчика помимо вторых частей проверяла документы по ч. 19 ст. 68 Закона № 44-ФЗ;
- ч. 19 ст. 68 Закона № 44-ФЗ ссылается на документы, предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ;
- в п. 2 ч. 11 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ указаны паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;
- п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ предусматривает обязанность комиссии отклонить заявку участника в случае непредставления документов, согласно ч. 11 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ;
- однако нигде в Законе № 44-ФЗ не сказано, что участники закупок должны предоставить на электронную площадку паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Вопросы:
1) обязана ли комиссия заказчика признавать заявку участника закупки несоответствующей, если в ней отсутствуют паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, или вправе допустить, с учётом отсутствия в Законе № 44-ФЗ требования к участнику о предоставлении на электронную площадку таких данных?
2) в каком нормативном правовом акте содержится определение «паспортных данных» либо, что считать паспортными данными, указанными в п. 2 ч. 11 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ?
11. Описание второй проблемы при рассмотрении 2-х частей электронного аукциона:
- ст. 66 Закона № 44-ФЗ (требования ко второй части заявки) требует от участника предоставить решение об одобрении крупной сделки только если сделка для такого участника является крупной;
- п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ предусматривает обязанность комиссии отклонить заявку участника в случае непредставления документов, согласно ч. 11 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ;
- п. 4 ч. 11 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ требует «решение (копия решения) о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки - юридического лица с указанием максимальных параметров условий одной сделки» - без малейшего указания о том, что «если сделка крупная».
Вопрос: обязана ли комиссия заказчика признавать заявку участника закупки – юридического лица несоответствующей, если в ней отсутствует решение об одобрении крупной сделки, даже если такая сделка для данного участника не является крупной?
12. Часть 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ в ряде случаев требует проводить экспертизу с привлечением экспертов, экспертных организаций, в том числе если электронный аукцион не состоялся в связи с тем, что подана или допущена только 1 заявка и заказчик заключил контракт по п. 25.1. ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Вопросы:
1) вправе ли заказчик привлекать согласно ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертов, экспертные организации на безвозмездной основе – по договору безвозмездного оказания услуг, с согласия или по предложению экспертов, экспертных организаций?
2) какие требования необходимо установить к привлекаемым экспертам-физическим лицам?
А) лицо, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла (ст. 3 Закона № 44-ФЗ)
или
Б) лицо, соответствующее профессиональному стандарту «эксперт в сфере закупок» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2015 г. N 626н): в частности - требования к образованию и обучению: высшее образование - специалитет, магистратура, дополнительное профессиональное образование - программы повышение квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, требования к опыту практической работы: не менее четырех лет в сфере закупок
или
В) и то, и то одновременно?
13. Согласно п.п. 2 и 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2018 г. № 564 «О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров», плата с победителя применяется после размещения информации о её размере оператором электронной площадки.
Вопрос: где операторы электронных площадок должны размещать информацию о плате с победителя – на сайте электронной площадки или на сайте ЕИС?
14. Согласно письма Минфина России от 25 июня 2018 г. № 24-06-08/43650:
«В соответствии с частью 10.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ (далее - новые электронные площадки), закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках. При этом сохраняется порядок функционирования таких площадок, установленный до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ. Порядок проведения электронных процедур на таких площадках должен соответствовать требованиям Закона N 44-ФЗ. Заключение контрактов по результатам указанных процедур осуществляется на таких электронных площадках.
Согласно пункту 9 Единых требований к операторам электронных площадок, операторам, специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 (далее - Постановление N 656), датой начала фунщионирования электронной площадки является дата заключения соглашения о функционировании электронной площадки, подписываемого Минфином России и ФАС России.
При этом согласно пункту 4 Постановления N 656 Минфину России и ФАС России поручено обеспечить заключение указанных соглашений до 1 октября 2018 года».
Вопрос: с какой даты операторы электронных площадок, банки и участники закупок обязаны применять специальные счета для обеспечения заявок в электронных процедурах?
15. Ст. 44 Закона № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2018 г. № 626 «О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, требованиях к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком, правилах взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе» установлено, что договор специального счета заключается между банком и участником закупки после того, как банк и оператор электронной площадки заключат соглашение о взаимодействии.
Вопросы:
1) до какой даты операторы электронных площадок обязаны заключить соглашения о взаимодействии со всем банками, уполномоченными Правительством РФ на открытие специальных счетов?
2) обязаны ли все банки, уполномоченные Правительством РФ на открытие специальных счетов, открывать такие счета или имеют право на это?
3) вправе ли оператор электронной площадки отклонять заявку участника по причине отсутствия обеспечения заявки, если у него открыт специальный счет в банке, с которым у данного оператора ещё не заключено соглашение о взаимодействии?