В продвижении психологов, также как и многих других специалистов помогающих профессий вопросов зачастую больше, чем ответов. Особенно, когда никогда с этой темой не сталкивался. Или что-то где-то слышал и, может, даже делал, но выхлопа не случилось и как это работает в комплексе непонятно.
Увы, но весь опыт в PR в несколько тысяч знаков даже мне облачить не удастся. И все же в этой статье я постаралась обозначить ключевые вопросы, которые помогут подойти психологам к продвижению своих услуг системно, оценить «масштаб бедствия» и не питать иллюзий относительно универсальных, единственно подходящих всем и каждому схем работы. Хорошая новость – после вдумчивых и честных ответов многое будет понятно не столько про PR, сколько про себя, что, может стать приятным дополнением к проделанной работе. Итак:
1. Каковы цели моей PR-кампании? Другими словами, для чего мне нужна эта долгая и трудозатратная история? Чего я хочу добиться? Куда иду? Что я хочу получить на выходе?
– Скажите, какой тропинкой я смогу выйти отсюда?
– А куда ты идешь?
– вопросом ответил Кот.
– Я не знаю, – ответила Алиса.
– Что ж, тогда ты придешь туда по любой тропинке.
«Алиса в Зазеркалье» Льюис Кэрролл
Не стоит делать: Воспринимать отныне свою цель как единственно возможную, неизменную истину в последней инстанции. Еще Лидия Чуковская говорила, что «абсолютные истины абсолютно бесполезны». Поэтому по мере реализации PR-кампании не возбраняется цели пересматривать и корректировать.
Стоит: Опираться на умную систему постановки целей SMART, которая учит тому, что любая цель должна быть «Specific» (конкретна), «Measurable» (измерима), «Achievable» (достижима), «Relevant» (релевантна) и «Time-bound» (иметь четкие временные границы).
2. Кто я? Какой я профессионал? Каковы мои сильные стороны? А слабые? В чем я наиболее эффективна? В чем не очень? Это созвучно идее о том, как важно видеть себя. Например, как PR-специалист я наиболее эффективна в написании текстов, нахождении новых идей и внедрении их в работу, распространении информации. Это то, что меня включает. Я люблю буквы, а цифры, наоборот, не очень. Поэтому заниматься счетами и договорами я хоть и могу, но моей сильной стороной это не является. Эти задачи я либо минимизирую, либо делегирую тому, кто будет в этом более эффективен.
Не стоит делать: Пытаться натянуть на себя чей-то готовый шаблон. В лучшем случае не налезет. В худшем – будет выглядеть нелепо и фальшиво.
Стоит: Взять на размышление некоторое время, обратиться к себе. Это очень личная работа, в которой специалист со стороны может только сопроводить, отразить, задать наводящие вопросы. Однако ответы все равно будут только ваши. Как в психотерапии: все из материала заказчика.
3. Какова моя специализация? Чем именно я полезен людям? Формат «И спец, и жнец и на дуде игрец» © на пользу не пойдет и будет говорить не о многогранности натуры, а о том, что этот специалист везде и нигде.
Не стоит делать: Пытаться угнаться за всем и сразу. Разорвет.
Стоит: Сверяться с собой. Что откликается? Что мурчит? Определиться, чем вы планируете заниматься в ближайшие 2-3 года?
4. Что я могу предложить клиенту? УТП (уникальное торговое предложение) – три буквы, за которыми стоят конкретные ответы на конкретные вопросы: почему, при прочих равных, клиент должен выбрать именно меня? В чем я реально лучше других? В идеале таких ответов должно быть 10-15. И за каждым – фактическое обоснование, почему это действительно так? Это могут быть чьи-то рекомендации, портфолио, знания, навыки, деловые контакты, кейсы из практики и т. д. Например, одним из моих ключевых преимуществ как пиарщика для специалистов помогающих профессий является сочетания базового PR-образования и второго – по психологии. Специалистов с такими исходными данными можно пересчитать по пальцам. В этом моя уникальность и большой плюс, потому что позволяет с одной стороны лучше понимать специфику отрасли, а с другой применять практический опыт в PR исходя из потребностей клиентов.
Другой пример, будучи интровертом я, как психолог, эффективнее в индивидуальном консультировании. Так как могу настроиться на человека, почувствовать его, увидеть, дать объемное отражение. Работа с большим количеством людей хоть и интересна, но для меня энергозатратна. Поэтому моим конкурентным преимуществом скорее будет вариант, когда я один на один с клиентом.
Не стоит делать: Не стоит скромничать и сдерживать себя, пишите, сколько пишется. Ненужное потом отвалится само.
Стоит: Из всей массы преимуществ выделить 3-5 действительно значимых. С высокой долей вероятности именно они лягут в основу имидж-акцентов. Если их не набралось, нужно добирать, собирая портфолио, отзывы, нарабатывая деловые контакты и профессиональный опыт.
5. Имидж-акценты. Что я хочу, чтобы клиенты думали, когда слышат мое имя? Какие эпитеты должны ассоциироваться со мной? Какой образ? Какие посылы я буду транслировать? Какую информацию о себе хочу донести? Лидер рынка психологических услуг? Эксперт в сфере семейных отношений? Лучший специалист по семейным расстановкам в Петербурге?
Когда я продвигала предприятия металлургии (B2B), то ежегодно формировала перечень из 3-5 имидж-акцентов и, выпуская тот или иной пресс-релиз в СМИ, сверялась с ним. Год за годом я задавала себе один и тот же вопрос: советует ли то, о чем говорю, этим акцентам? Действительно ли эта новость подтверждает то, что компания, к примеру, – лидер отрасли? Абсолютно такой же принцип действует и в сегменте B2C.
Не стоит делать: Не изображать из себя барышню-крестьянку, если я светская львица и наоборот. Конгруэнтность никто не отменял.
Стоит: Придерживаться последовательности в своих проявлениях и следовать тому образу, который я транслирую. Держать этот список под рукой и сверяться с ним.
6. Кто мой клиент? Каковая моя целевая аудитория? Кто эти люди? Чем они живут? Где живут? Где отдыхают? Чем увлекаются? Что слушают/читают? Где ищут своих специалистов? Пол, возраст, география, увлечения, уровень дохода? Здесь же стоит себя спросить, с кем я не буду сотрудничать ни при каких обстоятельствах? Кому не буду помогать? А еще учесть, что целевая аудитория не всегда только клиенты. Это также может быть и профессиональное сообщество, коллеги, в среде которых нужно повысить свою узнаваемость или подчеркнуть экспертность.
Не стоит: Подходить к этому механистично, как с сухому соц. исследованию. Потому что за каждой сухой цифрой – живой клиент, живущий в своей системе координат. Например, многодетная ведическая мама с тремя детьми и многодетная мама с Рублевки – разные аудитории и разный ценовой сегмент. У них принципиально разные стили жизни, требования к услугам и т. д. И позиционирование себя, как специалиста, в этом случае тоже должно быть разное.
Стоит: Говорить с клиентами на одном, желательно, простом языке. Без шаблонных фраз и терминов, понятных только профессионалам.
7. Инструменты продвижения психологов. Каналы коммуникации. Как клиенты обо мне узнают? Социальные сети, партнерские мероприятия, личный блог, экспертные комментарии в СМИ, а может, канал на UTube? Со стороны может показаться: «Подумаешь, страница Вконтакте или пост в Instagram». Но все это занимает очень много времени. Поэтому важно подходить к этому вопросу с чувством, толком, расстановкой. Чтобы не пожалеть о бездарно потраченных месяцах и бюджетах на продвижение своих услуг.
Не стоит: Откусывать кусок больше того, который можно проглотить. Пусть на начальном этапе это будет одна страница в социальных сетях и пара-тройка профилей на порталах b17 и Profi.ru, но хорошо проработанные.
Стоит: Выбирать площадку с прицелом на целевую аудиторию. Может случиться так, что мне вообще в Facebook не надо, зато Instagram – это мое все. Также в любой ситуации от ведения аккаунтов online до личного присутствия на мероприятиях offline всегда важно оставаться живым человеком. PR должен быть с человеческим лицом. Нет ничего хуже страниц без души или публичных выступлений с обилием заумных терминов или рекламных фраз.
8. Кто мои конкуренты? В чем они лучше меня? В чем я лучше них?
Не стоит: Посыпать голову пеплом, если при конкурентном анализе выяснилось, что сравнение не в мою пользу. Также ни в коем случае не стоит заниматься плагиатом. Бизнес знает много примеров, когда конкуренты копируют маркетинговые шаги лидеров рынка, но результата нет. Потому что мало повторить. Надо еще понимать, как и зачем? Что за этими действиями стоит лично для меня?
Стоит: Сравнивать себя сегодняшним с собой вчерашним, взращивать свои сильные стороны и конкурентные преимущества.
9. Стратегия и тактика продвижения психологов. Что я сделаю в первую очередь? Что во вторую, а от чего вообще откажусь? В какие сроки? К примеру, в моем личном плане уже сейчас широкими мазками и мелким шрифтом написано задач на пять листов. Но из всего этого многообразия мне с учетом текущих проектов, учебы, семейных и личных планов в ближайший месяц по силам 3-5. От остальных я не отказываюсь, просто расставляю приоритеты. Если по ходу работы появляются новые, я собираю их в свою копилку, чтобы взяться за них позже.
Не стоит делать: Пренебрегать планированием. Например, меня бросает в дрожь от диаграммы Ганта, но без планирования никуда. Поэтому некоторые задачи я просто набираю в Word. Иногда в строчку или самую примитивную табличку. Выделяю цветами. Для себя. Так запоминается лучше. Уже этого мне достаточно, чтобы понять очередность шагов, периодически сверяясь с тем, что же я себе там написала…
Стоит: Делать по чуть-чуть.
«Нельзя сделать один громадный шаг, который тут же обеспечит вам достижение нужной цели. Ибо любая нужная цель достигается через множество мелких и вполне обычных шагов». Питер Коэн.
10. Оценка эффективности. Что для меня будет показателем эффективности? Что скажет мне о том, что я движусь в верном направлении? Звонки новых клиентов или появление хорошо забытых старых? Лайки к постам? Увеличение посещаемости сайта? Переходы с рекламного баннера? Рост подписчиков? Выход на запланированный уровень дохода? Окупаемость тренинга/семинара/мастер-класса? Обратная связь от клиентов, из которой видно – есть контакт. Мой посыл услышали.
Не стоит делать: Впадать в маразм, стараясь оцифровать все и вся. Конечно, при желании и должной изобретательности перевести в цифры можно все. Вопрос, всегда ли это нужно?
Стоит: Сверяться по ходу продвижения, чтобы понимать, эффективно ли то, что я делаю? В нужном ли направлении движусь?
Собственно, уже этих десяти шагов для начала продвижения психологов и специалистов помогающих профессий достаточно. При этом в последние годы все чаще звучит запрос не столько на PR, сколько на личный бренд. Так вот, несмотря на то, что не всем и не всегда он нужен, это та вишенка на торте, которая неизменно появится после ответов на все вышеперечисленные вопросы и грамотной, долгосрочной работы исходя из них.
О продвижении вместо заключения
В PR, как и в психологическом консультировании, есть границы возможностей. Границы возможностей тех или иных инструментов. Границы возможностей конкретного PR- специалиста.
PR- это отличный и при грамотном подходе эффективный инструмент продвижения психологов. Это большое подспорье в поиске и привлечении клиентов, умении рассказать о себе правильно, чтобы в гуле информационного шума мой клиент меня расслышал, нашел, пришел и получил необходимую помощь.
Однако это еще и инструмент, в который важно вкладываться. Не всегда это деньги, но почти всегда это время, знания (свои или чужие), связи, навыки. Я плачу в любом случае, например, деньгами, делегируя задачи тому, кто будет вместо меня разрабатывать PR-кампанию, контент-план, писать статьи, размещать фото и посты, снимать видео, разбираться с сайтом и т.д. Но даже в этом случае я не могу пустить все на самотек, потому что речь о моей репутации. В любом аккаунте, который кто-тот ведет за меня все равно должна быть моя душа, отражение моей личности и уникальности. Важно, чтобы специалист, который это для меня делает, понимал это. Видел меня.
Или же я плачу своим временем, и сама себе становлюсь профессиональным пиарщиком. Тем самым, который отвечает за результат, не вписывается в сомнительные проекты, отказывается от тех, которые не соответствуют его ценностям. Потому что, кто лучше меня поймет кроме себя самой? Кто будет ко мне также бережен и внимателен? Решить могу только я. С важной поправкой: выбирая что-либо из всего многообразия вариантов в первую очередь я всегда выбираю себя.
Друзья и коллеги, если есть идеи о том, что PR – это неприлично, а говорить о себе стыдно, советую почитать здесь
Подробнее о том, чем я могу быть вам полезна здесь
Мастер-классы и семинары по продвижению психологов я анонсирую здесь.
Яна Минина