Найти тему

Э.Т.А.Гофман «Песочный человек»: Детские страхи — на всю жизнь!

А ещё могут отравить и исковеркать ему всю жизнь, а то и вовсе отнять её. Хорошо, если языческий бред (всякий там детский фольклор про привидения и бабайку) ребёнок воспринимает как игру. Но если у него мощнейшее воображение, ночь перестанет быть доброй.

Помню, маленьким я во сне убегал от прямоходящего огромного роста двуногого льва. Это страшное чудовище я сам же и придумал. Если бы мне ещё рассказывать про него начали, подтвердили его существование, с ума бы сошёл.

Дети без того боятся темноты, когда любой непонятный шорох рисует кошмары. Они и сами себе придумывают страхи. Зачем ещё взрослые пугают своих чад страшилками — не понимаю.

Натанаэлю, герою сказочной повести «Песочный человек», в детстве мама объяснила, что песочник распыляет детям в глаза волшебный песок, вследствие чего они засыпают. Но «добрая» няня поведала, что песочный человек уносит неспящих детей на луну и скармливает там своим детям. Они им там глаза выклёвывают.

Спасибо ей большое!

И началось. Он стал рисовать песочного человека, читать о нём сказки, разузнавать и придумывать о нём разные подробности. Короче говоря, мальчик стал искать встречи с песочным человеком. А кто ищет, тот находит.

Обычно образы для героев своих фантазий мы берём из реального мира.

Образ песочного человека Натанаэль прочно связал в образом адвоката Коппелиуса, друга отца и партнёра по занятиям алхимией. Отец мальчика и Коппелиус в кабинете часто занимались странными делами, и в одну из таких встреч Натанаэль прокрался в отцовский кабинет и спрятался за занавеской.

Надо заметить, Коппелиус — алхимик, маг и чародей. Совсем не добрый. Дети чувствуют это и боятся. Но любопытство у некоторых сильнее страха.

Так вот, когда взрослые мужчины обнаружили в кабинете Натанаэля, Коппелиус отнял у него глаза. Это так названо, а на самом деле после их встречи мальчик стал видеть мир чёрно-белым. Дальше ещё страшнее, во время очередного химического эксперимента адвокат убивает отца и исчезает из города.

Время шло, и уже взрослым студентом, живя в другом городе, Натанаэль узнал Коппелиуса в продавце барометров. Он выгоняет его, когда тот пришёл к нему предложить свой товар. Лукавая улыбка и вообще ужасная внешность старого знакомого не оставляют в покое юношу. У него появляются страшные предчувствия. Может быть, это параноидальная шиза, не знаю.

Лотар и Клара — сводный брат и невеста Натанаэля — в письмах пытаются убедить главного героя, что всё это детские страхи и что их лучше оставить в прошлом. Однако воспаленное воображение ему это сделать не даёт. При встрече с Кларой он читает ей страшные стихи, множит страхи, подогревает их. Во всю заигрывает с тёмной силой.

Продавец барометров действительно оказывается Коппелиусом, ошибки не случилось. В городе Г., где учится Натанаэль, страшный человек водит дружбу со Спаланцани — местным Калиостро. Вместе они изобрели механическую куклу Олимпию, которую выдали за человека и в которую Коппелиус заставил Натанаэля влюбиться. В итоге он оставляет университет и уезжает домой.

Временами Натанаэль прозревает, кается, но последний приступ, навеянный магией, погубил его. Вместе с Кларой он взошёл на высокую башню полюбоваться окрестностями, всмотрелся в даль через проданную ему Коппелиусом подзорную трубу и обезумел. Сначала он попытался сбросить вниз невесту, а затем, когда Лотару удалось отбить её, сбросился и убился сам. Оказавшийся в тех местах Коппелиус снизу наблюдал за происходящим на башне.

Никакого хэппи энда. Получилось так, что песочный человек, о котором герой узнал в детстве и в которого так долго всматривался, всё-таки утащил его с собой в небытие. Цепочка событий запустилась в детстве. Няня, рассказавшая про песочного человека, отправила мальчика в долгий и страшный жизненный путь. Правда, движение по этому пути подогревалось желаниями и фантазиями Натанаэля тоже. Так что нельзя полностью винить старушку.

Лично мне до недавнего времени во сне являлись такие страшные вещи, вспоминать не хочется. Но пугает, открою секрет, не тишина. Нет, нет, нет. Пугает пустота. В душевной пустоте поселяются страхи. Начинаешь слышать скрипы, стуки, шаги, дребезжание посуды. Легко может показаться, что за спиной или рядом с кроватью кто-то есть. Так что пусть лучше наша фантазия будет наполнена лёгкими и тёплыми сказками, а не страшилками. Если, конечно, сами не хотим отрицательных эмоций.