Найти тему
дети - счастье

Выбираем учебную программу. Часть 3

В этой статье пойдет речь о развивающих программах: Эльконина-Давыдова и Занкова.

Программы эти не новы, они существуют достаточно долгое время, чтобы быть опробованными и получить оценки родителей и педагогов. Главное отличие этих программ от традиционных заключается в том, чтобы научить ребенка самостоятельно добывать информацию, а не преподнести ее в готовом виде. То есть целью урока становится не просто получение новых знаний, а сначала осознание необходимости получения знаний, а потом поисковая деятельность и получение знаний. Структура урока построена таким образом, чтобы, пройдя эти этапы, ребенок самостоятельно ответил на проблемный вопрос и обрадовался полученному им самим результату. Совершенно справедливо утверждать, что полученные таким образом знания надолго останутся в памяти ученика, ведь он приложил усилия.

Объем знаний, предусмотренный программами развивающего обучения, больше, чем в традиционных. Так, в 4-м классе по программе Эльконина-Давыдова дети решают задачи на проценты и дроби, переводя одни в другие и обратно. Или на определенном этапе несколько уроков уделяется измерению углов транспортиром.

Чем сложны развивающие программы?

1. Необычным строением урока, для родителей это непонятно, они не могут помочь ребенку дома, поскольку привыкли совсем к другой логике изложения материала. Выражаясь современным сленгом, они «не в теме». «В теме» только учитель и дети.

2. Круг изучаемых тем несколько шире, о чем говорилось выше.

3. Ребенок должен быть подготовленным: уметь считать, читать, желательно высокий познавательный интерес.

Недостатки развивающих программ:

1. Учитель должен пройти специальные курсы. Преподавание по развивающим программам требует от учителя высокой квалификации и тщательной подготовки к каждому уроку. Если нет этого условия, вся польза развивающего обучения может сойти на нет.

2. К сожалению, развивающее обучение дальше начальной школы не пошло. Придя в 5-й класс, дети учатся по одной программе. Их знания и познавательные умения остаются невостребованными. В лучшем случае им попадутся отличные педагоги, мастера своего дела, которые будут поддерживать их.

3. В программе Эльконина-Давыдова по обучению грамоте очень долго длится звуковой период, то есть дети практически все первое полугодие не читают (читать они должны уже уметь), а занимаются фонетическим разбором до самых мельчайших подробностей. Нужно отметить, что фонетика – наука не из легких, а уж для детей очень абстрактна, поэтому не стоит удивляться, когда вдруг ребенок вместо «яблоко» пишет «йаблоко», а вместо «Катя» - «Ката». Ведь он твердо знает, что в начале слова йотированный «я» обозначает 2 звука Й и А, а после согласного – один А.

4. Мало времени уделяется скучной «зубрешке», ведь не это главное, главное – научиться мыслить. Но вот с таблицей умножения, как правило, беда. Вычислительные навыки и устный счет остается на втором плане.

В целом, если развивающие программы грамотно преподаются, они дают хороший результат: отлично развито логическое мышление, речь, познавательный интерес высок.

Кроме того надо отметить, что многие программы традиционного блока берут на вооружение некоторые приемы развивающего обучения.