...я хочу, чтобы ты знал, что каждая мелодия подобна чистому серебру...
Гвидо Аретинский
История нотной записи двойственна. С одной стороны, впервые записывать музыку попытались в Древнем Шумере. Своеобразные ноты были и у египтян. А с другой стороны, тысячи лет музыканты прекрасно обходились безо всяких нот, да и сейчас порой обходятся. Хорошую песню запомнят и так, а плохую забудут — не жалко!
И всё же наша культура — письменная, и ноты нам необходимы.
Кого же благодарить за это чудесное изобретение?
На логотипе канала изображён создатель нот Гвидо Аретинский, монах-бенедиктинец, живший в Италии в XI веке. Он был человеком письменной культуры — в то время, когда господствовала устная. Грамоту знали в основном монахи. И музыкальная грамота тоже понадобилась именно им, людям духовного звания.
Гвидо много писал о своих изобретениях, и многие из его посланий сохранились. Дадим слово автору!
Я решил с Божьей помощью так йотировать этот антифоний, чтобы по нему всякий одарённый умом и желающий научиться человек легко смог бы выучить неизвестную ему мелодию... Если кто думает, что я лгу, пусть придёт, испытает сам и увидит, ибо подобное у нас осуществляют мальчики, которые до сих пор за незнание псалмов и обычных букв получали суровое наказание плетью.
Антифоний — точнее, антифонарий — это книга с песнопениями и текстами для церковных служб. Гвидо записал музыку антифонария новым способом — на линейках. Каждая линейка обозначала определённую ноту.
Кстати, первые линейки были разноцветными, с красной нотой фа и жёлтой до. И их могло быть меньше пяти (хотя и не меньше двух). Действительно, зачем рисовать лишние линейки, если мелодия пьесы ни разу до них не добирается?..
Изобретение Гвидо в то время было очень важным и полезным. Настолько важным, что его пригласил к себе сам Папа Римский!
Равноапостольный Иоанн, который ныне управляет Римской церковью, заслышав о славе нашей школы и о том, как мальчики по нашим антифонариям распознают не слышанные ими прежде песнопения, очень удивившись, через трёх нунциев призвал меня к себе.
Папа чрезвычайно обрадовался моему приезду, долго беседовал и о разном расспрашивал; как некое чудо, он все вертел наш антифонарий и, непрестанно твердя перечисленные в начале [книги] правила, не отступился, то есть буквально не сошел с места, на котором сидел, пока не выучил незнакомый ему, выбранный им произвольно версикул, и тогда то, чему он едва мог поверить [в пересказах] других, внезапно обнаружил в себе самом. Чего же боле?
Речь о папе Иоанне XIX. Версикул — маленький напев из двух фраз (например, "Господи, помилуй" — "Спаси и помилуй!", только на латыни). Для удобства Папа выбрал пример покороче.
Конечно, с поддержкой самого Папы ноты моментально распространились по всей Европе. А Гвидо признали величайшим изобретателем и музыковедом.
Гвидо ввёл не только нотную запись с линейками и ключами. Сам принцип названий для нот, всем известные до-ре-ми — тоже его изобретение (вначале, впрочем, было ут-ре-ми). Кроме того, он усовершенствовал хейрономию, искусство жестовых нот. Писали тогда на пергаменте, а он был очень дорог. Нельзя было раздать ноты всем певцам. С помощью "Гвидоновой руки" руководитель хора мог показывать ноты пальцем на собственной ладони.
Конечно, Гвидо не изобрёл ноты "из ничего". Существовали более ранние системы записи: буквенная и невменная. Буквенная знакома нам и сейчас. Так, в гитарном аккорде Dm буква D — это нота ре. А невмы выглядели так: как крючочки над текстом. Форма крючка означала направление мелодии. Если взять современные ноты и зачертить нотные кружки сплошной линией, получится что-то вроде невм.
А зачем монахам понадобились ноты?
И почему они были так важны?
...Это менестрель мог выбирать, какую песню ему выучить и петь, а какую — забросить. У церковных певчих выбора не было. Все положенные духовные песнопения они должны были знать. Как нельзя искажать текст Священного Писания, так нельзя было искажать и мелодии. Но с невмами это было нелегко.
Я знал также много случаев, когда песнопение искажается по вине каких-то невежд; вот почему у нас так много испорченных песнопений.
Существует, кроме того, много клириков или монахов, которые не только не знакомы с приятнейшим искусством музыки и не хотят его знать, но — что еще хуже, — зная, презирают его и чувствуют к нему отвращение, так что если какой-нибудь музыкант упрекнет их за песнопение, исполняемое неправильно или нескладно, то они, обозлившись, нахально пререкаются ... Я предложил принять действительные, no-моему, меры против скотства таких людей, а именно — восстанавливать лад любого из искаженных ими песнопений.
Гвидо Аретинский.
Невмы могли только напомнить певчему о том, что он уже знал от учителя. Читать с листа по невмам невозможно. А песнопений было много! Чтобы выучить все, могло потребоваться несколько лет. Сколько же сил тратил учитель на обучение целого хора? А ведь все они были монахами и у них были и другие обязанности.
"Певцы — пусть даже они упражняются денно и нощно в течение сотни лет — никогда сами без учителя не будут петь ни один, даже самый маленький антифон", — писал Гвидо.
А что опаснее всех прочих зол, так это то, что многие клирики и монахи с небрежением относятся к псалмам, святым чтениям, пречистым бдениям ночных служб и прочим делам благочестия, через которые мы призываемы и ведомы к вечной славе; тогда как науку пения, которой они никак не могут овладеть, долбят тяжким и тупым трудом. И кто же не будет оплакивать результат всего этого, как тягчайшую ошибку в святой Церкви и опасное разногласие; ведь во время совершения божественной службы часто возникает впечатление, что мы не Бога хвалим, а между собой состязаемся.
...Если бы Гвидо знал, к чему приведёт его изобретение!
Он думал освободить монахов от уроков музыки и дать им больше времени для служения Богу. Хотел очистить песнопения от ошибок. Ему даже в голову не приходило, что ноты могут понадобиться кому-то за пределами церкви! Ведь сохранять неизменными нужно только священные напевы. Зачем записывать какие-то грешные песни?
Но вначале студенты средневековых университетов, а потом и менестрели (впрочем, это могли быть одни и те же люди) открыли для себя нотную запись и поняли, что нотами можно записывать самую сложную, необычную и яркую музыку. А ещё по нотам можно петь с листа. В то время это было замечательное развлечение, не хуже танцев!
Так благодаря монаху Гвидо начала развиваться светская музыка...
___________________________
Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!