О знаменитом поступке советского пилота — Николая Францевича Гастелло — знают, наверное, все. По крайней мере, слышали краем уха, проходили на школьных занятиях. Я познакомился с этим человеком благодаря одной интересной книге с иллюстрациями, которую мне купили в детском возрасте. Она, эта книга, была посвящена Великой Отечественной войне, просто и ненавязчиво рассказывала об основных событиях. Красивые стихи, самобытные картинки, интересное повествование. И падающий в гущу немецкой механизированной колонны подбитый, обреченный самолет. Много лет спустя я услышал много альтернативных версий об этом случае. Мол, летчик был сбит ранее, упал в ином месте и так далее. Но, помимо этих теорий, я узнал также много более приземленных фактов о том самом подвиге, а также и о личности Николая Гастелло. Чем и намерен сегодня с вами поделиться.
В результате знаменитого тарана наземных целей погиб не только Н. Ф. Гастелло, но и несколько членов его экипажа, три человека. Два из них являлись лейтенантами, еще один — старшим сержантом. Проблема была в том, что на большом количестве агитационных плакатов времен войны, да и на послевоенных тоже, изображали, зачастую, одного только Гастелло. Что, конечно, не очень-то несправедливо. Кроме того, советская власть наградила Гастелло звание героя еще в 1941 году. А вот его «подопечные» получили ордена Отечественной войны, но только в 1958 году.
Вопреки популярному мнению, свой подвиг капитан Гастелло и его подопечные совершили не на истребителе. Их боевой машиной был бомбардировщик Ил-4. Здесь, опять же, следует «поругать» советскую пропаганду, которая серьезно исказила события. В результате у многих граждан СССР в головах прочно засел миф о летчике-одиночке, что боролся с нацистами на истребителе.
Н. Ф. Гастелло до Великой Отечественной успел проявить себя еще в двух серьезных вооруженных конфликтах. Во-первых, в боях с японцами на Халхин-Голе. Во-вторых — в войне с Финляндией. Он был опытным командиром, который еще с 1939 года начал командовать звеньями бомбардировщиков.
Самый первый таран наземной цели совершил не Гастелло. Таковым «первопроходцем» считается советский пилот М. А. Ююкин, который погиб в результате столкновения своего бомбардировщика АНТ-40 с вражескими войсками. Произошел данный случай в 1939 году, во время боев с японскими милитаристами. Кстати, М. А. Ююкин и Н. Ф. Гастелло служили в одном полку. А в период Великой Отечественной войны сразу несколько летчиков поступили так же, еще 22 июня 1941 года, уничтожая как воздушные, так и наземные цели. Это были такие пилоты-герои как: П.С. Чиркин, Л.Г. Бутелин, И.И. Иванов и многие другие.
За весь период Великой Отечественной войны еще сотни летчиков совершили подобные храбрые поступки, идя на таран как против воздушных, так и против наземных целей. В газетах и в народе их прозвали «гастелловцами».
Вот такие интересные факты об одном из самых известных подвигов времен войны... С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Ставьте лайки статье, если она пришлась вам по вкусу.