Найти тему
Философский диалог

Теория заговора Евгемера: как придумывали богов

Теории заговора строили не только в отношении тайных сообществ, которые якобы правят миром. Они также создавались для объяснения происхождения богов в умах людей. Помимо выявления естественной склонности человека к созданию Абсолюта многие также заявляли, что людей "обманом" заставляли верить в богов.

В античности такую теорию создал Евгемер из Мессены (340-260 до н.э.). Он предположил, что богов придумали цари-законодатели. Они хотели навести порядок в государстве, обожествляя себя.

Судя по дошедшим до нас отрывкам из сочинений мыслителя, в одном рассказе он сообщал о своём путешествии на остров Панхайа. Там Евгемер посетил храм Зевса Трифалийского, где обнаружил стелу с надписями, повествующую о деяниях человека по имени Зевс. Этот деятель не только установил законы, но и «обессмертил» себя при жизни при помощи сооружения множества капищ, посвящённых самому себе и своему отцу.

Интересно, что после встреч с другими царями Зевс требовал установить на их землях капища в свою честь для подтверждения добрых намерений и надёжности договора. Таким образом, он распространял внимание к своим свершениям. Помимо прочего законодатель "хитрыми" способами следил, чтобы ему оказывали почести, достойные богов. Этим он способствовал тому, чтобы другие цари поступали аналогично. В итоге складывался некий «пантеон» богов.

Философ Евгемер как и софисты критиковал традиционные ценности древних греков. Его имя стало нарицательным для евгемирических теорий происхождения религии. Об обожествлении простых людей также говорил другой философ – Феодор из Кирены.

Мыслитель критиковал «ходячие» суждения о богах, основанные только на унаследованном почитании. По его мнению, некоторые люди замечают, что боги на самом деле никого не карают за злодеяния, поэтому многие осмеливаются на преступления. Отсутствие свидетельств существования богов нередко склоняло людей полагать, что "всё дозволено". В этом мнении философы были сходны со взглядами софистов, полагавших, что религию изобрели для обуздания нравов общества.

Использованные материалы: Философия религии под редакцией д. фил. наук, профессора М. М. Шахнович.