Найти тему
Владимир Марочкин о музыке

Матрица 1956-го

Карл Перкинс
Карл Перкинс

1956 год, третий год от сотворения рок-н-ролла, был очень важен для истории музыки. Именно в 1956 году появилась та матрица, по которой формировалась вся музыка второй половины ХХ века. Джаз, блюз и рок-н-ролл - потом это и ругали, и от этого отталкивались, и переиначивали до полной неузнаваемости, но каждый, кто внимательно и непредвзято слушал всю неакадемическую музыку, которая звучала в последующее время, понимает, что все это началось именно тогда, в середине 50-х.

Год начался с того, что 1 января в США вышел в свет сингл Карла Перкинса с песней «Blue Suede Shoes». С отличным танцевальным ритмом, с чистой и энергичной гитарой и насмешливо-серьёзным текстом она стала образцом подросткового ощущения рока.

21 апреля песня Элвиса Пресли «Heartbreak Hotel» вышла на первое место музыкального чарта Billboards. Именно эта песня принесла Элвису национальную славу.

24 мая 1956 года в швейцарском Лугано прошел первый конкурс песни Евровидение, в котором приняли участие 14 представителей семи стран Европы (Бельгия, Голландия, Италия, Люксембург, Франция, ФРГ, Швейцария). Победительницей стала швейцарка Лиз АСИА (Lys ASSIA).

26 мая вышел сингл Чака Берри с песней «Roll Over Beethoven». В своей автобиографии певец вспоминал, что замысел этой песни у него родился благодаря сестре Люси. Она усердно занималась музыкой и не подпускала Чака к фортепьяно, часами разучивая произведения великих композиторов прошлого. В тексте песни говорится, что юному поколению нужны другие, более заводные и веселые ритмы.

9 сентября 1956 года на Шоу Эда Салливана Элвис Пресли исполнил песню «Love Me Tender» («Люби меня нежно»). На следующий день, 10 сентября, компания-издатель певца «RCA» получила около миллиона предварительных заказов на грампластинку с этой песней. Элвис Пресли записал «Люби меня нежно» 24 августа 1956 года для дебютного кинофильма со своим участием. Первоначально кинофильм планировалось назвать «Братья Рено», но в итоге было решено выпустить его в прокат под названием «Люби меня нежно».

Колоссальный успех во всем мире получила песня чернокожего певца Литтл Ричарда «Tutti Frutti», которая по мнению музыкальных критиков должна была перевернуть всю музыкальную индустрию. Литтл Ричард придумал самый, пожалуй, известный в рок-н-ролле возглас — «вам-бама-лума-а-вам-бэм-бум!». Именно экспрессивная манера игры на пианино, драйв и энергичные возгласы Литла Ричарда обогатили рок-музыку.

Еще одной важной фигурой 50-х стал певец Джен Винсент, который попал в шоу-бизнес, едва демобилизовавшись из Военно-морского флота США. В 1956 году на фирме Capitol свой знаменитый хит «Be-bop-a-lula». Эта пластинка была продана тиражом более миллиона экземпляров, а ведь это была только первая запись певца.

Эпопея английского рок-н-ролла началась в 1956 году благодаря фильму «Семя насилия» (второе название – «Школьные джунгли»). В этой картине Билл Хэйли исполнил свою знаменитую песню «Rock Around The Clock». После того, как фильм с успехом прокатился по английским кинотеатрам, в Британию на гастроли пожаловал сам Билл Хэйли. Несмотря на аншлаги на концертах, критики не разделяли восторги относительно музыкальных возможностей американского гостя. По их мнению, в Англии был свой собственный певец, имевший больший потенциал, нежели знаменитый американец. Это - Томми Стил.

Томми Стил впервые появился на публике в конце 1956 года. Его песня «Rock with The Caveman» тут же стала популярной в Великобритании и зазвучала из всех джюк-боксов.

Кадр из фильма "Карнавальная ночь"
Кадр из фильма "Карнавальная ночь"

В СССР 1956 год также начался с музыки. 1 января состоялась премьера музыкального фильма «Карнавальная ночь» режиссера Эльдара Рязанова. Главную роль в фильме исполнила молодая актриса Людмила Гурченко. Но еще более главную роль сыграл оркестр Эдди Рознера, который был приглашен Рязановым не просто озвучить, а участвовать в съемках. «Я млела от джазовых гармоний», - вспоминала потом актриса Людмила Гурченко. Вместе с композитором Анатолием Лепиным музыканты оркестра создали яркую, запоминающуюся инструментальную музыку и песни, которые поют по сей день.

Именно в этом году певица Нина Дорда исполнила песню «Ландыши», за которую ее отчитали в ЦК партии за… «мелкотравчатость».

«Музыкальные и литературные эстеты раскритиковали «Ландыши» в пух и прах, - вспоминала Нина Дорда. - Лев Ошанин написал критическую статью, в которой были такие строки: «Эталон дурного пения - это Дорда и Трошин». Утешалась я тем, что «компания» была хорошая: оказалась в одной связке с Трошиным. А Ошанин, встретив меня на одном из концертов, сказал: «Ниночка, не обращай внимания на статью. Меня попросили так написать... Ты - замечательная певица!»

После того, как джазовые передачи Уиллиса Коновера стали выходить в эфир, некоторые умельцы стали записывать эти программы и самые интересные из них выпускать «на ребрах», то есть нарезая пластинки на рентгеновской пленке. В Ленинграде такие самопальные пластинки можно было купить на углу Обводного и Лиговки, где в 50-е годы находилась знаменитая питерская барахолка. Там же можно было найти и «трофейные» пластинки, и даже настоящую «Коламбию». Тут же, где торговали пластинками, стоял ряд патефонов, на которых за 10 копеек можно было эти пластинки прослушать. Импортные диски надо было прослушивать обязательно, потому что иногда на наши пластинки просто лепили заграничные наклейки.

Поскольку появился спрос, то появилось и предложение. В Ленинграде начали во множестве рождаться джазовые ансамбли. Одним из самых популярных дажз-оркестров стал коллектив Иосифа Вайнштейна, в котором начинали свою карьеру многие герои эры вокально-инструментальных ансамблей.

Весь год по стране летели слухи о существовании в Казани некоего «законспирированного биг-бэнда». Как выяснилось, это был приехавший из Китая коллектив под руководством Олега Лундстрема. Однажды на концерт биг-бэнда заглянул ответственный работник Гастрольбюро СССР М.И.Цын. Он был в таком восторге от звуков настоящего джаза, что после концерта подошел к Лундстрему и безапелляционно заявил: «Мы забираем вас в Москву – увольняйтесь!» В итоге 1 октября приказом Министра Культуры РСФСР в системе ВГКО был создан концертный эстрадный оркестр под управлением Олега Лундстрема.

А в Москве тогда гремела возглавляемая Георгием Гараняном «Золотая пятерка» ЦДРИ (Цетрального дома работников искусств), в которой также играли А. Зубов, К.Бахолдин, И.Берукштис, В.Зельченко.

«Как только я поступил на первый курс в МИИТ, я сразу стал интересоваться музыкальными программами, индустрией развлечений. Это стояло у меня на первом месте, – вспоминал стиляга Бэмс, прототип героя спектакля «Взрослая дочь молодого человека». - Учеба на втором. Девочки где-то между первым и вторым, посередине, ну, это входило как составная часть... В Москве тогда появились первые джазовые коллективы… Я знал Матвеева Борю, ударника, он был любимцем публики, и я имел популярность как знакомый Матвеева и был тоже в центре внимания на вечерах. Через меня шла информация по студенческим вечерам, я жил на Софийской набережной, и телефон работал просто как в Смольном. Я знал где, что, и, кроме того, я говорил, где лучший оркестр и куда идти... Ну в основном это был Экономический институт, где девочки, Плехановский. И не только вечера - но и ночники, очень часто в субботу целую ночь с буфетами, с какими-то мероприятиями... Были те, которым не нравилась программа: «Почему не играете вальс?» И вальсы играли! «Домино» - прекрасный вальс, и я танцевал. Я каждый день ходил на эти вечера, почти каждый день...»

На самом деле жизнь джазовой музыки в СССР в 50-е годы была далеко не безоблачна. Сменивший И.В.Сталина на вершине партийной власти Н.С.Хрущев не любил джаз. Рассказывают, что он лично повелел начать атаку на джаз. Особо рьяные чиновники тут же бросились «разгибать саксофоны», но большая часть советской молодежи, особенно та, что прошла войну и привыкла принимать решения самостоятельно, не поддержала их усилия. И чем больше чиновники пытались запрещать джаз, тем громче звучал свинг над просторами нашей страны.

Советская молодежь 50-х узнавала джаз в критический период своего возмужания, совпавший с ломкой всего ее мировоззрения. Джаз появился именно тогда, когда молодежь особенно остро нуждалась в духовной опоре и в каком-то новом источнике веры, надежды и любви. Для определенной ее части джаз стал синонимом родного дома. Многим мальчишкам, которых война оставила сиротами, джаз заменил семью. Молодые люди получали от джаза то, чего им так не хватало в окружающем мире: искренность, теплоту, бескорыстную поддержку, братство единомышленников.

Будущий руководитель ВИА «Песняры» Владимир Мулявин в 1956 году поступил в свердловское музыкальное училище, на отделение струнных инструментов. Вскоре, однако, он был отчислен из училища за увлечение джазовой музыкой. Потом он был вновь восстановлен, но через некоторое время ушел из училища уже по собственному желанию.

В декабре на гастроли в СССР приехал французский певец Ив Монтан.

«Работая на ЗИЛе, я слышал Ива Монтана, - вспоминал Юрий Юров, клавишник ансамбля «Электрон». – Когда он был у нас на гастролях, то приезжал к нам на завод, где выступал в автобусном цехе. Тогда соединили платформами два грузовика, на них и расположился его ансамбль. От игры этих французских аккордеонистов можно с ума сойти: так это было здорово! Надо сказать, что я не всегда понимаю прелести французского шансона, но все равно это будоражит, к этому невозможно относиться равнодушно...»

В 1956 году появился в продаже первый советский серийный двухдорожечный магнитофон. Это была модель "Днепр-9". Скорость движения ленты в аппарате составляла 19,05 см/с, а частотный диапазон — от 50 до 8000 Гц. Максимальная длительность записи равнялась 30 минутам. Этот магнитофон открыл новую эру музыкальной жизни. Теперь музыку можно было переписывать с пленки на пленку и власти были не в состоянии контролировать этот процесс.