Найти тему

Стартапы: секреты успешного выхода на международный рынок

Мы знаем, как сильно многие российские стартапы хотят выйти на международный рынок. Кого-то манит старая добрая Европа, кого-то – невероятно быстро развивающийся азиатский рынок, кого-то – американская мечта. Общаясь со стартаперами, в том числе в процессе организации выездов на крупнейшую tech-конференцию Web Summit в рамках программы #smartrussianbrains, мы многое узнали о неуверенности и страхах перед таким ответственным шагом (или прыжком?) в неизвестность. Ниже мы собрали 5 must-do советов, которые помогут успешно интегрировать стартап в международное комьюнити. Загибайте пальцы

Совет №1: Слушать

По нашему абсолютному убеждению, курсы внимательного слушателя (а такие существуют) должны быть не менее востребованными, чем курсы пресловутого ораторского мастерства. Все просто: чтобы услышали тебя – сперва научись слушать сам. И когда мы говорим “слушать”, мы не имеем в виду ждать пока собеседник закончит свою мысль, чтобы поскорее озвучить свою. Проявляйте интерес к собеседнику, не стесняйтесь задавать вопросы. Так вы покажете свою заинтересованность, быстро наладите контакт и в ответ на свое внимание и проявленный интерес получите благодарного слушателя и, возможно, будущего клиента или партнера. В России, к сожалению, почти все стараются поскорее донести свою мысль и поэтому приходится тратить много сил и времени на установление полноценного доверительного контакта.

Совет №2: Гореть проектом

Еще одна простая истина, о которой не стоит забывать: чтобы другие (менторы, партнеры, инвесторы) загорелись идеей твоего стартапа – ты сам должен ею гореть. Не стоит пробовать выходить на международный рынок с проектом “авось выстрелит”. То, что может сработать в России благодаря знакомствам, продуманным бизнес-планам и вдохновляющим презентациям, может не сработать ни в Европе, ни в Азии, ни в Штатах. Там огромное значение имеет личность стартапера, его вера в собственный проект и собственные силы, демонстрируемые им инициатива, работоспособность и гибкость. Если у вас нет никаких сомнений в том, что ваш стартап нужен и важен, и вам легко удается заряжать этой мыслью окружающих – пробуйте покорить мир! У вас есть все шансы.

Совет №3: Стать узнаваемым

Вовремя привлечь внимание к своему проекту, выделиться из множества стартапов, запомниться чем-то и стать заметной и узнаваемой фигурой комьюнити – не самая простая задача, зато с отличным коэффициентом полезности. Отлично, если вы сможете скреативить такой инфоповод, который привлечет к вашему проекту внимание общественности. При этом когда мы говорим о внимании, мы подразумеваем, что в сообществе вы станете вызывать своего рода позитивное любопытство и коммерческий интерес. Не стоит перегибать палку, устраивая безумства ради общественного резонанса. Фрики привлекают много внимания, но не многие инвесторы готовы с ними сотрудничать. Стать частью комьюнити не просто, но, при достаточной увлеченности своим стартапом, должной мотивации и открытости к новому, вы сможете сделать так, что о вас все узнают.

Совет №4: Общаться

Принимайте участие в тематических ивентах и митапах, участвуйте в конференциях, знакомьтесь и общайтесь. Ведь именно для этого и существуют все эти мероприятия – для успешного обмена контактами, установления новых партнерских связей, поиска инвестиций и презентации своего проекта. Составьте список компаний и личностей, знакомство и общение с которыми сможет принести реальную пользу вашему стартапу. Не отказывайте в общении другим – очень часто партнерами и клиентами могут стать проекты, о которых вы даже не думали в таком ключе. Будьте дружелюбны со всеми. Договорившись на мероприятии о деловой встрече или звонке, лучше сразу поставить себе напоминание (знакомств будет много, даже не пытайтесь все запомнить). На следующий день после встречи уделите время на подведение итогов – разберите визитки, поблагодарите собеседников за интересное общение и уделенное внимание и подтвердите свою готовность встретиться или обсудить дела на звонке.

Совет №5: Найти юриста

Сделайте это на первом же этапе вашего выхода на международный рынок. Если сможете привлечь известного юриста, который уже зарекомендовал себя сотрудничеством с популярными стартапами, – идеально! Во-первых, хороший юридический советник поможет вам обойти многие подводные камни и убережет вас от неприятных историй. Во-вторых, наличие у стартапа поддержки юриста с громким именем прибавляет проекту вес и значимость в комьюнити и на рынке. Если сможете “продать” свой проект крутому юристу, то потом гораздо проще будет продать его и другим. На международном рынке стартапов юрист, который загорелся вашей идеей, может сотрудничать с вами и в кредит (это достаточно распространенная история), и за опцион (а может он и сам захочет инвестировать в ваш startup). В любом случае вам нужен надежный тыл в виде опытного советника по международному бизнес-законодательству, который поможет вам достичь желанных вершин успеха без лишних нервов и никому не нужных проблем с документами. И это тот пункт, на котором экономить точно не стоит. Вот отличный пример от сооснователя Statsbot Майка Меланьина: “Приехав в США, мы сходу решили инкорпорировать компанию за $1000 долларов. Сейчас еще несколько десятков тысяч долларов потребовалось, чтобы просто переоформить документы. Лучше ничего не оформлять, чем оформлять с посредственными юристами или вообще без них.” Если вы хотите, чтобы все ваши договоренности с партнерами, инвесторами, клиентами не превратились в ноль (или даже не обернулись убытками) подтверждайте их контрактами и всеми необходимыми документами под контролем и с одобрения заинтересованного в вашем успехе юриста.