В этой заметке рассмотрены важнейшие особенности военного снабжения. Вы узнаете, как «скучная» работа по организации складов и перевозке припасов решает исход войны. И как ошибки в организации системы снабжения приводят к потере десятков и сотен тысяч бойцов.
Заметка снабжена ссылками на записи, в которых все ключевые вопросы раскрыты более подробно.
Чем снабжается армия?
Если спросить, что будет самой дорогой статьей расходов в содержании современной армии – большинство людей предположит, что это военная техника. На самом деле самая большая статья расходов – это боеприпасы. Снабжение армии – очень сложная наука. Необходимо постоянно подвозить нужное количество расходных материалов, но сначала их следует произвести. Поэтому на стратегическом уровне постоянно приходится делать выбор между количеством вооружений и количеством средств снабжения.
Основные категории припасов, необходимые для ведения войны:
1. Продовольствие (еда). С ним главная сложность – срок хранения.
2. Обмундирование (одежда). Быстро изнашивается при активных действиях. Плохое питание и обмундирование ведут к «небоевым потерям» (в первую очередь, болезни).
3. Запчасти для оружия и техники. В любой армии любой эпохи техника и оружие постоянно ломаются, и их требуется ремонтировать.
4. Боеприпасы. Их можно накапливать в периоды затишья, они легко складируются (после чего взрываются и захватываются врагом). Их расход очень сложно прогнозировать.
5. Горючее (топливо). С ним самая неординарная математика, так как горючее (любое) тратится в том числе при доставке горючего. Проблема дистанции снабжения: чем дальше армия удаляется от своих баз, тем большую долю груза должно составлять горючее, а значит, тем хуже со всем остальным снабжением.
6. Медикаменты (лекарства). Их недостаток ведет к резкому росту безвозвратных потерь (смертей и инвалидностей). Проблемы со снабжением очень быстро истощают людские ресурсы страны: ранения и болезни приводят не к временному отсутствию, а постоянному выбытию бойца.
Все эти категории припасов необходимо производить в нужном количестве. Поэтому военная экономика – это, прежде всего, гражданская экономика. Если у вас есть массовое производство долго хранящейся качественной еды, одежды, топлива, лекарств – гражданских товаров! – то у вас есть сильная армия. Без этого она будет воевать очень плохо.
Однако припасы нужно еще и доставить в войска. По мере развития технологий способы снабжения армии неоднократно менялись. Фуражиры – способ снабжения за счет отбора всего необходимого у местного населения. Крупную армию так снабжать невозможно, нужны обозы и сеть дорог. Железные дороги и порты резко повышают доступный объем снабжения. Наконец, Блицкриг – молниеносная война – предполагает снабжение собственной армии за счет захвата вражеских складов. В конечном счете, именно инфраструктура снабжения определяет размер армии, которую вы можете развернуть в том или ином регионе.
Как система снабжения увеличивает или уменьшает размер армии?
Стоимость содержания войск определяется расстоянием, на которое необходимо перевозить припасы (дистанция снабжения), и сложностью транспортировки. Эта общая сложность содержания называется плечом снабжения. Ее можно представить себе, как некий коэффициент, на который умножается количество войск в экономических расчетах. Снабжение в сложных регионах организуется в виде линий снабжения, то есть системы складов разного размера, через которые идут поставки. Линия снабжения, несмотря на свое название, на самом деле является деревом: сначала идет большая (железнодорожная или морская, по возможности) линия ко всей армии, затем от армейского склада много линий к корпусам, затем от каждого корпусного склада – к дивизиям, и т.д. Когда армия движется (в том числе, наступает), все эти склады постепенно передвигаются вслед за армией, однако их передвижение сильно запаздывает.
Численность воюющих друг с другом двух армий бесполезно сравнивать напрямую – если только у них не одинаковое плечо снабжения. Если же одна из армий оторвалась от своих баз снабжения, и тылы отстали, то она теряет способность наступать, а иногда и обороняться. Поэтому очень важно планировать снабжение. Позволив себе наступление чуть-чуть дальше, чем допустимо, можно полностью лишиться армии. Поэтому в реальной войне борьба идет за опорные пункты снабжения (города, порты, железные дороги), а не за территорию. И военные действия предполагают чередование периодов активности с периодами подтягивания тылов, реорганизации линий снабжения и созданием складов с припасами.
Что происходит, когда войска отрезаются от снабжения?
Есть несколько способов оставить противника без снабжения. Самый банальный – полностью окружить врага и ждать, пока у него закончится вообще все. История знает множество примеров успешного окружения и блокады армии (не путать с осадами крепостей) – как, например, окружение турками армии Петра I на реке Прут. Случаев успешной обороны в окружении, которая бы принесла хоть какую-то пользу гораздо меньше. Один из наиболее известных – оборона Бир-Хакейма французской бригадой во время Битвы на линии Газала во время Второй Мировой.
Для того, чтобы отрезанные от снабжения войска могли продолжать осмысленное сопротивление, должны соблюдаться несколько условий:
1. Должны быть оборудованы тыловые склады и линии снабжения. С них окруженные войска должны получать как минимум какую-то пищу и еду. Войска, лишенные питания, уже на 2-3 день полностью теряют способность действовать организованно.
2. Высокий боевой дух и удачный подбор командиров. Большая армия, особенно непрофессиональная призывная, не может сохранить организацию: какие-то подразделения обязательно распадутся.
3. Окруженные подразделения должны занимать стратегически важную позицию, вынуждая противника атаковать, неся чудовищные потери, а не просто подождать.
Для того, чтобы войска могли прорваться из окружения, также должны соблюдаться условия:
4. Правильно выбранный момент, когда ресурсы для прорыва еще есть, а противник не может контролировать некоторые пути отхода (лес, болото, пустыня и т.п.).
5. Расстояние для отступления можно преодолеть за один (очень тяжелый для истощенных людей) марш-бросок за ночь пешим строем. Если даже у окруженной армии есть топливо (что маловероятно), его, скорее всего, некуда заливать: техника по ходу дела ломается, а чинить ее в окружении нереально.
Помимо полного окружения есть еще несколько способов отрезать противника от снабжения:
1. Захватить единственную дорогу или порт, через которых идет снабжение противника.
2. Вывести из строя (например, взорвать, заминировать) ключевые объекты снабжения в тылу противника (склад, железнодорожную станцию, порт и т.п.).
3. Нарушить работы линии снабжения нападениями и обстрелами.
Как осуществляется снабжение на море?
Как и любой другой канал снабжения, морское снабжение само по себе расходует припасы. Однако, в отличие от снабжения на суше, в море нельзя ни создать промежуточные склады, ни закупить быстропортящиеся припасы по дороге. Поэтому многие века человеческой истории морское снабжение было возможно только вдоль побережья (каботажное). Дальнее плавание стало реальностью лишь после разработки галеонов XVI в. Поэтому принципиально важно различать морское снабжение вдоль побережья (простая задача) и снабжение через открытый океан (очень сложная задача).
Кораблю в море необходимо немало грузов: еда и вода для экипажа, ремонтные материалы для устранения повреждений, топливо (уголь или нефтяное), медикаменты. Страны, не способные произвести или импортировать эти грузы, не могут использовать морское снабжение.
Соотношение «полезный груз / припасы для похода» является ключевым в оценке эффективности морского снабжения. Для того, чтобы оно было приемлемым, необходимо, чтобы корабль был быстрым, дешевым и быстро строящимся, а его двигательная установка не слишком «прожорливой». Поэтому по-настоящему эффективным дальнее морское снабжение стало только во время Второй Мировой Войны.
Морское снабжение нуждается в портах и доках. Доки – место ремонта кораблей. Порт – место погрузки и разгрузки. Большие транспортные корабли не могут плавать по мелководью, поэтому им нужны специальные бухты, где вода достаточно глубокая. Поэтому порты (и доки) для грузовых кораблей можно построить далеко не в любой точке побережья, и на это требуется несколько лет. Поэтому на практике морское снабжение ограничено уже построенными портами.
В отличие от погрузки, разгрузка припасов может осуществляться как в специальных портах, так и на менее оборудованном побережье: с помощью вспомогательных кораблей. Такие корабли (например, катера) подходят к крупному транспорту, снимают с него часть груза и выгружают ее на берег. Однако эта «челночная» технология сильно удлиняет разгрузку, да и сами челночные корабли необходимо заранее иметь в порту.
Одна из проблем, с которой сталкиваются линии морского снабжения – их уязвимость. Портовое оборудование – сложное и дорогое, сконцентрированное на узком пространстве (как, собственно, и транспорты). Оно уязвимо для огня наземной и морской артиллерии, авиации. Также порт очень легко подорвать или заминировать, сделав непригодным для использования.
Сами боевые корабли так же, как и транспортные, вынуждены заходить в порты для погрузки припасов и становиться в доки на ремонт. Однако на боевом корабле каждая тонна груза – это вес, который приходится отбирать у пушек и брони. Не говоря уже о том, что топливо и боеприпасы могут гореть и взрываться. В связи с этим флот часто включает в себя «обоз», то есть грузовые и ремонтные корабли, которые нужно защищать от противника. Обязательно возникают моменты, когда он особо уязвим: занимается перегрузкой припасов с транспортов на боевые корабли.
Вывод: качественное снабжение по морю возможно лишь при наличии больших, хорошо оборудованных и хорошо защищенных (от артиллерии и авиации противника) портов. А также специализированных морских транспортов. Фактически, только когда в той или иной форме подготовлено еще до начала войны.
Впрочем, этим морское снабжение не сильно отличается от иных способов снабжения. Поэтому по тому, в каком направлении страна создает склады, расширяет порты и дороги, можно достаточно надежно предсказать, где она в ближайшем будущем собирается воевать.