Найти в Дзене
Музыка и Жизнь

The Rolling Stones Пусть течёт кровь

С середины до конца шестидесятых в популяризированной части рок-музыки (имеется в виду широкий охват аудитории) имело место соперничество групп The Beatles и The Rolling Stones. Причём, скорее Роллинг Стоунз пытались соперничество это инициировать, будучи командой более коммерчески ориентированной. На самом деле музыканты неплохо относились друг к другу. Роллинг Стоунз в своё время подарили Битлз песню I Wanna Be Your Man, которую исполнял Ринго Старр, а Битлз пригласили Джаггера на публичную запись известного хита All You Need Is Love.

Но конкуренция есть конкуренция и после выпуска битлами революционного альбома Revolver, определившему психоделическое направление в музыке, роллинги ответили своим единственным психоделическим альбомом Their Satanic Majestic Request, который показал, что психоделика совсем не их направление. Надо сказать, Rolling Stones и сами не плошали и к концу шестидесятых серьёзно ужесточили звучание, встав на пороге хард-рока. Качественный переход рок-музыки от лёгкой развлекательной и танцевальной к творчеству нагруженному смыслами происходил повсеместно и Роллинг Стоунз в виду очевидного таланта пары Джаггер/Ричардс легко влились в этот процесс, продолжая оставаться в мейнстриме. Альбом 1968 года Beggars Banquet обогатил мировую музыку несколькими интересными композициями вроде Sympathy For the Devil и эталонной блюзовой Jigsaw Puzzle, но получился довольно неровным - сказался возврат от предыдущего психоделического увлечения в родной ритм-энд-блюз. Роллинг Стоунз бомбили публику замечательными синглами вроде Jumping Jack Flash, но очередной альбом шёл очень туго. Запись начали в ноябре 1968 года и только через год собрали наконец полноценное произведение, вышедшее в декабре 1969 года.

К этому времени Битлз уже целый год находились в непонятном статусе и в периоде полураспада. Давно уже был записан альбом Let It Be, в котором была попытка реализовать запись непосредственно живого исполнения в студии без дублей и наложений, но альбом никак не выходил. Одновременно за пару месяцев, когда Битлз "работали, как раньше" без ссор и споров был записан и вышел знаковый альбом Abbey Road и Роллинг Стоунз надо было чем-то отвечать. Наконец, когда альбом наконец собрали было решено дать ему название Let It Bleed - очевидная отсылка к названию альбома Битлз Let It Be, который вышел тремя месяцами позже. Однако магия Битлз была так велика, что альбом Let It Be знают все, тогда как Let It Bleed, будучи субъективно (на мой взгляд) лучшим альбомом Роллинг Стоунз гораздо менее известен широкой публике.

Конверт альбома Let It Bleed (1969), лицевая сторона
Конверт альбома Let It Bleed (1969), лицевая сторона

Альбом получился очень ровным, это последний альбом, на котором в качестве второго гитариста участвовал Брайан Джонс, после его гибели на его место пришёл Мик Тэйлор и, на мой взгляд, группа нисколько не потеряла в звуке, а скорее приобрела, потому что Тэйлор дал группе отличный хардовый звук и ритм. Вообще его участие в группе недооценено.

Открывается пластинка прекрасным образцовым хард-роковым номером Gimme Shelter - "Дай мне укрытие". Песня антивоенная, общий тренд в то время. Уже с предыдущего альбома Кейт Ричардс стал радовать прекрасными гитарными соло, тут он тоже не остался в стороне, обратите внимание на параллельную плотную ритмическую гитарную подачу Мика Тэйлора

Следующей композицией идёт традиционный полуакустический блюз Love In Vain авторства довоенного блюзового гитарист Роберта Джонсона. Не знаю причину, по которой Роллинг Стоунз взяли чужую песню, они давно уже исполняли только свой материал. Возможно просто не хватало вещей для альбома. А вот третьей идёт интересная песенка Country Honk. Это просто акустическая версия композиции Honky Tonk Women с сингла, которую Роллинг Стоунз неизменно исполняли на концертах того времени и которая была сделана в очень тяжёлом звуке и обогащена хард-роковым риффом. Тут у меня сразу возникает аналогия с Revolution группы Битлз, которая на сингле звучит очень тяжело, а на альбоме дана в полуакустической версии в более медленно темпе. Я поставлю концертный вариант Honky Tonk, он мне больше нравится. И он наоборот исполняется в более медленном темпе по сравнению с альбомной версией

Последняя композиция на первой стороне - одноимённая альбому Let It Bleed, образцово-показательный блюз того периода Роллинг Стоунз - а они, как ни крути, прежде всего были блюзовым коллективом, в отличие от Битлз. Тут я отмечу, что на этом и предыдущем альбоме на фортепиано играет шотландец Иэн Стюарт, личность в своём роде легендарная. Он был участником группы аж в 1963 году и потом периодически принимал участие в записях. Именно его блюзовый фортепианный квадрат держит композиции с его участием в блюзовых рамках и сильно обогащает звучание. Это ему позже Лед Зеппелин посвятили песню Boogie With Stu с альбома Physical Graffity, он там тоже играет на фортепиано

Вторую сторону открывает опять же длинный динамичный блюз Midnight Rambler тоже образцово показательный, со сменой темпа, блюзовымии рок-н-ролльными гармониками, которые выставлены наружу прямо в гитарных риффах. На концертах группа давала целые представления под этот номер, всегда оставляя место для импровизации. По ходу пьесы Ричардс с Тэйлором сменяют друг друга в качестве солирующей гитары, напарник тут же параллельно переходит на тяжёлые блюзовые риффы. Звучит всё очень нарядно, включая губную гармошку Джэггера. Этот номер надо смотреть вживую, на альбоме он всё же прилизан

Потом идёт сольный номер под авторством Кейта Ричардса, где он впервые выступает, как вокалист - прекрасная блюзовая You Got The Silver, в которой автор умудрился сделать две кульминации и песня от этого только выиграла. Композиция заслужила того, что Микелеанджело Антониони вставил её в самый патетический момент своего авангардного фильма Забриски Пойнт, несмотря на то, что весь фильм имеет саундтреком психоделический рок от Pink Floyd до Greatefull Dead.

Ну и, наконец, минуя мобильный и надрывный хард-рок-н-ролл Monkey Man, перейду сразу к заключительной сюите You Can't Always Get Want You Want - " Ты не можешь всегда получать то, что хочешь". Тут, надо сказать, ребята сильно постарались, впихнув в песню всё от блюзового начала до экспрессивной середины и детского хора. Песня полностью имеет часть названия в скобках (And if you try sometime you find You get what you need) - "а иногда, попытавшись, обнаруживаешь, что получаешь то, что тебе требуется" - своего рода философский девиз, который к этой композиции очень идёт. Очевидно это отголосок хиппи-настроений того времени, но такой полноценный девиз актуален и в наши дни. Эта композиция входит в сотню "Лучших песен всех времён и народов" журнала Rolling Stone (не путать с группой). Забавно, что избирательная компания Дональда Трампа проходила под этим девизом и песня звучала гимном на его встречах с избирателями. Интересно, заплатил-ли он авторские отчисления группе?

Это одна из двух песен на альбоме. в которой на гитаре успел поиграть Брайн Джонс, видео я и поставлю с его участием, отдав ему дань памяти, всё-таки не последний был человек в группе и много бы ещё сделал, если бы не злоупотреблял наркотиками

Альбом группа закрыла на мажорной ноте и вроде бы перед группой открывались серьёзные перспективы. Однако будущее покажет, что кроме необычного по условиям записи и атмосфере альбома Exile On a Main Street, ничего более значительного группа потом не записала. Впрочем хиты потом ещё были, бывало и по два-три на альбом, случались смены стиля и некоторые удачные находки, но, как правило, на всех концертах 90-х и следующих годов основу репертуара составляли песни именно этого недолгого периода группы - 1968-1971. Кто знает, может исчезновение сильного заочного конкурента в лице Битлз тому причиной

Обратная сторона конверта альбома Let It Bleed (1969)
Обратная сторона конверта альбома Let It Bleed (1969)