Первые два варианта церкви с легким фривольно-градостроительным ракурсом мы уже рассмотрели.
По мере приближения к последнему варианту история становится интереснее. Надо отметить, что вопрос строительства доминанты такого уровня, разумеется, было на личном контроле самодержца. Поэтому вся история собора далее - прекрасная иллюстрация, насколько личность императора предопределяла лицо столицы империи. Сюжеты становятся все более интригующими. Россия начинала строить не просто храм, а будущий главный кафедральный собор империи. Подходить решили со всей серьезностью.
Елизавета.
Хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах. В 1758 году императрица дает указание строить новую церковь, разобрав старую. А в 1761м поручает это сделать ведущему русскому барочному архитектору при ее дворе Савве Чевакинскому.
Чевакинский был активно работающим архитектором и главным планировщиком Кронштадта. К сожалению, до нас дошло не так много его построек, но самая известная сохранилась и по сей день.
Чевакинский разработал план площади (за что ему большое спасибо) и выбрал для собора нынешнее место.
Указ вышел в июне 1761 г, а уже в декабре императрица Елизавета Петровна скончалась. Свои прорисовки и проект бюджета в Сенат зодчий представлял уже при новом императоре Петре III, который летом того же года был свергнут в результате заговора супруги Екатерины Великой, а в июле 1762 г. умер при невыясненных обстоятельствах в Ропшинском дворце - творении другого признанного мастера елизаветинского барокко Растрелли.
Кстати, мало кто знает, но первый Романов готторпской ветви погиб в тот же день, что и последний - 17 июля.
По официальной версии Чевакинский ушел в отставку в 1767 году из-за смены стилей. Барокко теснил классицизм. Так это или нет, неизвестно. Думается, архитектор понимал, что ни доминант, ни планировок обласканному при дворе Елизаветы зодчему, среди Екатерининского окружения не видать.
Екатерина.
Сказать, что Екатерина была в натянутых отношениях с предшественницей, значит, существенно преуменьшить те усилия, которые будущая императрица прикладывала долгие годы, дабы подготовить свержение ненавистного ей мужа. Как мы сейчас понимаем, ее фигура и заложила основу будущего российского величия, но в те годы императрица, у которой забрали наследника, чтобы воспитывать его в ненависти к матери, окружала себя новым двором, искореняя все елизаветинское наследие.
В 1762 г. великий итальянец Антонио Ринальди, ранее много строивший для наследника престола, становится придворным архитектором. Ринальди строит в стиле раннего классицизма с легким "итальянским акцентом". Ему императрица и поручает строительство нового величественного собора.
Первый проект Ринальди вышел, конечно, величественным, но слегка непропорциональным, хотя колористическое решение просто прекрасное.
Далее он его переработал и сделал прекрасный проект в уходящем барочном стиле, с элементами нового строгого классицизма. Его проект предполагал треугольник из трех крупных доминант города в барочном стиле с внушительными колокольнями: Петропавловского, Смольного и Исаакиевского соборов. Известный искусствовед и историк архитектуры В. Я. Курбатов писал в 1913 году: «Будь закончен Исаакий Ринальди, мы имели бы несравненный образчик зодчества совершенной эпохи барокко». Собор по проекту Ринальди заложен в 1768 г.
Мы можем достаточно хорошо представить себе его проект по многочисленным рисункам и модели, которая хранится в музее Академии художеств.
Однако при Екатерина Россия постоянно воевала, денег не хватало. Колокольню Смольного собора вовсе решили не возводить, разобрав построенное. Строительство Исаакиевского собора затянулось на 30 лет.
Павел.
Павел, открыто ненавидевший мать не желавшую передавать ему престол, взошел на трон в 1796 г. Собор был далек от завершения. Государь повелевает стройку остановить, а драгоценный олонецкий и сибирский мрамор направить на облицовку своего Михайловского замка. Ринальди покидает Россию навсегда.
Оставлять собор в недостроенном виде нельзя, поэтому Павел поручает в кратчайшие сроки с минимальными средствами завершить его строительство собственному придворному архитектору Винценцо Бренне.
Бренна был вынужден серьезно переработать проект, сделав собор достаточно куцым. Мало того, верхняя часть была просто кирпичной.
Освящение собора в третий раз состоялось в 1802 г. уже после убийства Павла заговорщиками. По иронии в 1801 г. Павел был убит в том самом Михайловском замке, который Бренна с Баженовым отделали мрамором для Исаакия.
Александр.
Здание не радовало глаз. Известен случай, когда некий флотский офицер Акимов написал про него едкий стих.
Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный.
При попытке прикрепить листок с этим четверостишием к фасаду собора Акимов был арестован. Ему отрезали язык и сослали в Сибирь. Ибо, так сказать, не фиг.
Наверное,собор и стоял бы в таком виде, однако болотистая почва и наспех переделанный проект дали о себе знать. 9 апреля 1816 года, во время пасхального богослужения, отсыревшая штукатурка рухнула со сводов на правый клирос и «падением своим сделала сильный удар и в народе содрогание». После этого храм закрыли.
Понравилась публикация? Не забудь лайкнуть и подписаться на канал.