Найти тему
Проект ИСИДА

Экспедиция в Турцию май 2018 года. Неолитический комплекс Гёбекли Тепе. Часть четвертая.

Отчет об экспедиции подготовил Исследователь Проекта ИСИДА - Александр Артемов.
Часть первая.
Часть вторая.
Часть третья.

В основном рельефы на стелах содержат изображения животных, редко – частей человеческих фигур, встречаются также символы и пиктограммы.

Клаус Шмидт и Йорис Петерс в статье "Животные в символическом мире Гёбекли Тепе" приводят статистические данные относительно изображений на рельефах «храмов» A-D:

  • Змея - 23 (причем множественные изображения на одном камне считались как одно)
  • Лиса - 9
  • Кабан - 7
  • Журавль - 5
  • Тур/бык - 3
  • Дикая овца - 2
  • Азиатский дикий осел - 1
  • Газель - 1
  • Леопард/лев - 1
  • Медведь - 1?

Кроме того, в большом количестве встречаются разные виды уток, а также насекомые - пауки(?) и скорпионы.

Таким образом, самый распространенный мотив на изображениях – змеи, причём изображены они либо схематично, в виде пиктограмм, либо в очень большом количестве, как некая движущаяся масса.

Вот, например, образец со змеями-пиктограммами

-2

Подобные пиктографические изображения змей встречаются на каменных пластинках не только в Гёбекли Тепе, но и в близлежащих поселениях того периода (Невали Кори, Карахан Тепе и др.)
Каменные пластинки с пиктографическими изображениями из археологического музея Шанлиурфы:

-3

На некоторых стелах изображения змей являются как бы подложкой, фоном к основным рельефам. Например, ниже приведены фотографии с изображением змей на столбе №33, согласно схеме основной площадки комплекса.

-4
-5

Есть также изображение множества переплетённых змей, образующих что-то наподобие сетки:

-6

Змеи также изображены на тотемном столбе, найденном в одном из храмов Гёбекли Тебе (возможно, как и выложенные из блоков стены, он является более поздним добавлением, но не позднее 8500-8200 годов до н.э.).

-7
-8

Изображение змеи имеется также на скульптурном фрагменте человеческой головы, найденном неподалёку, в Невали Кори.

-9

Змеи – распространённый, но не главный мотив в рельефах Гёбекли Тепе. На центральных стелах «храмов» (C),(D), а также на множестве других Т-образных стел изображены животные, которых археологи однозначно интерпретирует как лисиц (точнее, лисов, поскольку все они мужского пола).

-10
-11
-12
-13

На площадках Гёбекли Тепе обнаружено значительное количество фрагментов костей лисиц (преимущественно обыкновенной рыжей лисицы); также возле одной из центральных стел «храма» (D) найдены фрагменты лисьего хвоста.

В музее Шанлиурфы экспонируется скульптурное изображение головы, которая очень похожа на изображённого на рельефах зверя (в некоторых публикациях её называют головой леопарда).

-14

Изображения кабана встречаются реже, и все они располагаются в «храме» (С). В этом храме полностью отсутствуют рельефы со змеями, но имеются скульптурные изображения кабанов, которые сейчас можно увидеть в археологическом музее Шанлиурфы.

-15
-16

Кроме этого, в «храме» (С) обнаружен вмурованный в стену камень с перевёрнутым вверх ногами изображением кабана. Видимо, это означает, что в поздний период храмы достраивались и реконструировались, при этом образ кабана уже не играл столь важной роли, как в начале строительства.

Перевернутое изображение кабана в «храме» (С):

Источник: "Animals in the symbolic world of Pre-Pottery Neolithic Göbekli Tepe, south-eastern Turkey: a preliminary assessment"
Источник: "Animals in the symbolic world of Pre-Pottery Neolithic Göbekli Tepe, south-eastern Turkey: a preliminary assessment"

Интересен также образ тура/быка, встречающийся на стелах как в виде изображения животного целиком, так и в символической форме головы быка (букрания).

Стела с быком, лисой и журавлем «храм» (А). С торца стела увенчана букранием

-18
-19

Продолжение следует...