Отчет об экспедиции подготовил Исследователь Проекта ИСИДА - Александр Артемов.
Часть первая.
Часть вторая.
Часть третья.
В основном рельефы на стелах содержат изображения животных, редко – частей человеческих фигур, встречаются также символы и пиктограммы.
Клаус Шмидт и Йорис Петерс в статье "Животные в символическом мире Гёбекли Тепе" приводят статистические данные относительно изображений на рельефах «храмов» A-D:
- Змея - 23 (причем множественные изображения на одном камне считались как одно)
- Лиса - 9
- Кабан - 7
- Журавль - 5
- Тур/бык - 3
- Дикая овца - 2
- Азиатский дикий осел - 1
- Газель - 1
- Леопард/лев - 1
- Медведь - 1?
Кроме того, в большом количестве встречаются разные виды уток, а также насекомые - пауки(?) и скорпионы.
Таким образом, самый распространенный мотив на изображениях – змеи, причём изображены они либо схематично, в виде пиктограмм, либо в очень большом количестве, как некая движущаяся масса.
Вот, например, образец со змеями-пиктограммами
Подобные пиктографические изображения змей встречаются на каменных пластинках не только в Гёбекли Тепе, но и в близлежащих поселениях того периода (Невали Кори, Карахан Тепе и др.)
Каменные пластинки с пиктографическими изображениями из археологического музея Шанлиурфы:
На некоторых стелах изображения змей являются как бы подложкой, фоном к основным рельефам. Например, ниже приведены фотографии с изображением змей на столбе №33, согласно схеме основной площадки комплекса.
Есть также изображение множества переплетённых змей, образующих что-то наподобие сетки:
Змеи также изображены на тотемном столбе, найденном в одном из храмов Гёбекли Тебе (возможно, как и выложенные из блоков стены, он является более поздним добавлением, но не позднее 8500-8200 годов до н.э.).
Изображение змеи имеется также на скульптурном фрагменте человеческой головы, найденном неподалёку, в Невали Кори.
Змеи – распространённый, но не главный мотив в рельефах Гёбекли Тепе. На центральных стелах «храмов» (C),(D), а также на множестве других Т-образных стел изображены животные, которых археологи однозначно интерпретирует как лисиц (точнее, лисов, поскольку все они мужского пола).
На площадках Гёбекли Тепе обнаружено значительное количество фрагментов костей лисиц (преимущественно обыкновенной рыжей лисицы); также возле одной из центральных стел «храма» (D) найдены фрагменты лисьего хвоста.
В музее Шанлиурфы экспонируется скульптурное изображение головы, которая очень похожа на изображённого на рельефах зверя (в некоторых публикациях её называют головой леопарда).
Изображения кабана встречаются реже, и все они располагаются в «храме» (С). В этом храме полностью отсутствуют рельефы со змеями, но имеются скульптурные изображения кабанов, которые сейчас можно увидеть в археологическом музее Шанлиурфы.
Кроме этого, в «храме» (С) обнаружен вмурованный в стену камень с перевёрнутым вверх ногами изображением кабана. Видимо, это означает, что в поздний период храмы достраивались и реконструировались, при этом образ кабана уже не играл столь важной роли, как в начале строительства.
Перевернутое изображение кабана в «храме» (С):
Интересен также образ тура/быка, встречающийся на стелах как в виде изображения животного целиком, так и в символической форме головы быка (букрания).
Стела с быком, лисой и журавлем «храм» (А). С торца стела увенчана букранием
Продолжение следует...