Джоаккино РОССИНИ (1792—1868) — итальянский композитор, автор около сорока опер. Родился в г. Пезаро (откуда его прозвище — «пезарский лебедь») в семье оркестрового музыканта и оперной певицы. В 1804 году он начал дирижировать оперными спектаклями, в 1807 году поступил в Болонский музыкальный лицей, обучение в котором закончил в 1810 году. С 1810 по 1813 год он писал ежегодно по нескольку опер, которые пробили дорогу на сцены ряда лучших итальянских театров, в том числе знаменитого театра «Lа Sсаlа» в Милане. Россини был далеким от политики человеком, но некоторые страницы его опер на сюжеты из итальянской жизни вызывали патриотические демонстрации в театрах, что повело к установлению австрийской полицией надзора за Россини.
С 1815 года Джоаккино Россини состоял композитором при оперном театре в Неаполе, ставя там одну свою новую оперу за другой. В то же время он выполнял заказы других театров на написание опер. Так им был создан для Рима в небывало короткий — трехнедельный — срок гениальный «Севильский цирюльник», премьера которого состоялась в начале 1816 года. Это произведение, являясь вершиной развития жанра итальянской комической оперы, представляет собой вершину творчества самого композитора. Комическая опера — одно из двух основных направлений творчества Россини. Наряду с тем, он писал героические оперы, последняя из которых (и вообще последняя опера Россини) «Вильгельм Телль» (1829) посвящена эпизодам борьбы швейцарского народа за свободу и независимость. В это время Россини был (с 1824 года) директором оперного театра в Париже. «Вильгельм Телль» написан под воздействием традиций французской оперы.
До 1836 года Россини оставался директором театра в Париже. С 1836 по 1853 год жил в Италии, окруженный поклонением соотечественников. В 30-е годы написал ряд произведений церковной музыки, хоров, романсов и фортепианных пьес. В 1853 году переехал в Париж, где и умер.
Джакомо МЕЙЕРБЕР (1791—1864) —композитор, пианист, дирижер. Гражданин Берлина, Мейербер получил замечательное музыкальное воспитание. До 1810 года он обучался у наилучших педагогов (Клементи—по фортепиано, Цельтер—по хоровой и духовной музыке, Б.Вебер — по театральной музыке).
С 1810 по 1812 год улучшался в композиции у известнейшего в то время аббата Фоглера в Дармштадте (надо прибавить, собственно что истинная фамилия Мейербера была Бер, и приглашали его Яков Либман). Довольно рано Мейербер сказал себя как оперный композитор. 1 его оперой была «Клятва Иевфая», историко-героическое произведение, написанное под управлением Фоглера. В надлежащем году была поставлена смешная опера «Алимелек». Впоследствии данных постановок молоденький композитор удостоверился в том, собственно что историко-героическая опера более отвечает его креативным предрасположенностям, а еще в том, собственно что прогрессивное становление оперного дела в Германии не даст ему широкой арены для творческой работы.
Мейербер перемещается в Вену, откуда в скором времени двигается, по совету композитора Сальери, в Италию для исследования певческой музыки и прогрессивной итальянской оперы. Мейербер приехал в Италию в 1816 году, в пыл популярности Россини: как один в данном году произошли премьерные показы опер «Севильский цирюльник» и «Отелло». Молоденький Мейербер подпал под очарование гения Россини, с увлечением исследуя его драматические оперы. В Италии Мейербером было написано 6 итальянских «серьезных» опер, его имя захватило огромную известность, он был признан выдающимся оперным композитором; стоит отметить, собственно что данному не не дала продолжавшаяся в это время функциональная сверкающая работа Россини.
Рамки итальянской сцены оказались узенькими для Мейербера, он устремился вдогон за Россини в Париж. Мейербер не приостановил в плане основаться в «столице мира» в том числе и большой триумф его последней итальянской оперы «Крестоносец в Египте» (1824).
Данная опера была поставлена в 1825 году еще и в Париже; она была проведена с наименьшим триумфом, чем оперы Россини, но все же ее премьерного показа значила признание наград Мейербера как оперного композитора. Мейербер заботливо исследовал постановку в парижской Большущий опере, ее свежие постановки, вкусы и необходимости публики, постановив с этого момента примкнуть к французской оперной школе и достичь в ней видимое пространство. В 1830 году была завершена, а в 1831 году поставлена 1-ая французская опера Мейербера «Роберт-Дьявол», в краткий срок принесшая Мейерберу крупную популярность и обеспечившая ему на ряд лет состояние законодателя в области оперного искусства. Как правило историки музыки считают, собственно что Мейербера идет по стопам считать композитором историко-героических опер, а «Роберт-Дьявол» считается как будто бы «исключением».
Впрочем данная как раз опера дает собой ту первую оперу, которая открывает настоящее личность Мейербера-художннка с его сильными и слабенькими сторонами. Вся творческая автобиография Мейербера объединяется, в принципе, к 4 его большущим операм, написанным для парижской сцены; все же остальное дает собой исторически или не достаточно свойственную творческую «предысторию» Мейербера, не оставившую в оперном искусстве (и в его творческой биографии) приметного отпечатка, или же отличия от намеченной части французской большущий оперы, — отличия, связанные с замедлением креативного процесса, с переменами необходимостей и вкусов аудитории, с озабоченностью лишиться триумф.
Все 4 оперы, о коих обязана подходить речь при исторической оценке Мейербера, —это вышеназванный «Роберт-Дьявол» (1831), «Гугеноты» (1836), «Пророк» (1849), «Африканца» (1865—посмертная премьера). Меж премьерными показами опер пролегают все гигантские и гигантские сроки — 5, тринадцать и шестнадцать лет.
На этапе 20 и 30-х годов Россини прекращает оперную работа, не достигнув 40 лет. Одной из оснований считается, не считая лености и состоятельности, неодолимое антипатия к вкусам свежей буржуазной аудитории монархии Луи-Филиппа, — на оперной сцене стали популярными калоритные гулкие постановки, влечение к безвкусным, резким эффектам, неприкрытая сладострастность выполнения, богатство и «грандиозность» постановок. Оговоренный Луи-Филиппом свежий директор-антрспренер Большущий оперы Верон писал в дневнике: «Нужен свежий репертуар, который имел возможность бы заинтересовать забота буржуазной аудитории. Быть имеет возможность, демоническое, сатанинское?». Он писал, собственно что «торжествующая буржуазия вожделеет господствовать, развлекаться». Необходимы были беспринципиальные живописцы для ублажения вкусов буржуазии. Ими оказались либреттист Скриб и композитор Мейербер, коим была заказана Вероном опера на романтико-мистический сюжет со всяческими «ужасами», сценическими эффектами, драматическими контрастами, с бьющей на эффект музыкальной экстравагантностью, с чем угодно — только бы был успех…
Задача оказалась по плечу Мейерберу с его большим и универсальным профессионализмом, с его недюжинным музыкальным талантом, с его познанием нешуточной музыки по работе в Германии, с его осознанием красот людского голоса по его итальянским операм, с его исследованием притязаний сценического драматизма французской оперы. Известно, собственно что начиная с «Роберта-Дьявола», гигантские оперы Мейербера содержат погоню за сценическими эффектами, заполнены экстравагантными, бьющими на грошовый эффект, музыкальными способами, загромождены броской сценической бутафорией».
Они мозаичны и пестры по собственному музыкальному манере. В то же время им невозможно завещать в эффектности становления воздействия (по жесткому проекту, произведенному Мейербером и Скрибом), в наличии ярчайших контрастов, тотчас — выразительной музыки: все в данных операх подчинено погоне за сценическим успехом; глянцевитый представление — это корона влечений Мейербера.
Показавшиеся сквозь 5 лет «Гугеноты» еще имели большущий триумф, данный сюжет (события Варфоломеевой ночи) трактован с позиции собственной драмы героев оперы, общественные мотивы приглушены; в опере все же есть ряд броских сцен (знаменитая сцена комплота католиков, вид Варфоломеевой ночи). Данная опера — кульминация творческой жизни Мейербера — более геройская из его опер и более длительное время проживавшая на европейских оперных сценах.
Грядущая опера — «Пророк», с ее неверной трактовкой сюжета, дискредитацией идеи этнического перемещения в угоду буржуазной морали (речь идет в опере о вожде деревенского восстания XVI века), с морем банальности и непристойности в музыке (особенно в четвертом акте) — была историческим фактором креативного фиаско Мейербера, пусть в том числе и и не увиденного его современниками. Данная опера, написанная до революции 1848 года, была поставлена только в 1849 году, быстро не соответствуя свежим публичным настроениям, это было начало такого периода, который привел, в конце концов, к рождению лирической оперы.
Внимательный создатель, по-видимому, дальше принял к сведению свежее социальное перемещение, например как начал трудиться над переделкой последней оперы — «Африканка», — начатой ещё в 1838 году и длительное время находившейся в его ранце в практически завершенном облике. Всей оперной концепции был придан лирический наклон. Посмертная премьерного показа данной оперы явилась огромным чествованием памяти не так давно скончавшегося композитора. В этап времени от «Роберта-Дьявола» до конца жизни Мейербера, надобно обозначить его приглашение на место придворного композитора в Берлин (1842); оперу для Берлина «Лагерь в Силезип» (1844), после чего переделанную для Парижа в «Северную звезду» (1854); смешную оперу «Динора» (1859), наверное, более неподдельное и музыкальное сочинение композитора.
Иные фантазирования Мейербера особенного смысла не имели.