Выдержки из интервью Игоря Леонардовича Викентьева редактору журнала «На путях к новой школе» Марку Эпштейну.
ВОПРОС, интересующий многих педагогов, - что же такое ТРИЗ? Способ мышления, педагогическая методика, игра «хорошо - плохо», собрание одних и тех же баек про изобретателей?..
И. Л. Ваша ирония справедлива - халтуры под названием «ТРИЗ» как на берегах Невы, так и в стране предостаточно… Говоря серьёзно, 99% нашего бытия - воспроизводство установленных норм мышления, поведения: шнурки завязываются определённым узлом, телевизор может работать или не работать, а при возникновении проблем надо «нервничать». Итак - 99%.
Что остаётся на долю 1 или даже 0,1%? Не повторение, не воспроизводство норм, а их… нарушение. Творчество! И здесь не важно, что этому уделяется мало времени. Принятые решения определяют слишком много в нашей жизни. А теперь не мигая и смотря на меня скажите - кто и где учил нас отказываться от привычного и, не боясь, прорываться к новому?..
Не учат этому. И каждый - на своём опыте - учится методом проб и горестных ошибок… А чаще - избегает. Но время требует решений - время увеличивающегося количества проблем. Посмотрите любую газету, телепередачу - умеем ли мы решать проблемы?..
Вот творческая задача. Общежитие, в комнате двое. Один хочет читать, другой - смотреть цветной телевизор. При свете на экране плывут краски. Что делать? Одному свет нужен, а другому лампочка мешает… Сотрудник Русского музея ответил: один из них по-христиански должен уйти. Люблю христиан и Русский музей, но это - общага - объясняю ещё раз. Максимум, что предлагают инженеры: поставить ширму. Прекрасно, но это общага! Даже если есть деньги, она же места много занимает…
И наконец, ТРИЗ-решение : с одной стороны лампочки, обращённой к телевизору, наклеивают кусок непрозрачной фольги. Тень падает на фиксированное место - точно на экран. Просто? Можно решить без ТРИЗ? Конечно… Но почему-то не решают!
Стопроцентно всех научить решать такие задачи - нельзя. Причём основной барьер здесь: личная лень, а не возможности теории. Но в наших силах - повысить вероятность их решения. Поэтому ТРИЗ - не отменяя личной интуиции, опыта - технология решения нестандартных (творческих) задач в различных областях деятельности. Наибольший опыт накоплен в области техники (кстати, без 100% гарантии решить любую проблему - мы в состоянии лишь увеличить вероятность её решения минимальными средствами…).
[...]
ВОПРОС. Как может использоваться ТРИЗ в педагогике?
И. Л. Для учащихся это снятие барьера боязни решать проблемы, технология решения проблем, для самых успевающих - новая профессия. Им адресованы наши книги, постоянно пополняющиеся сборники творческих задач, программа «ДЕБЮТ». Кстати - «на какой предмет» приведенная выше задача? Физику? Психологию? Этику, наконец? Нет, ибо имеет комплексный характер.
ТРИЗ для педагога - вместо призывов к «проблемному обучению» даётся инструмент решения проблемных задач. А в более развитой форме: проектирование авторского курса, школы, формирование личности… Для этой категории мы проводим свои семинары. Место ТРИЗ там, где есть проблемы, и там, где есть люди, считающие, что их надо решать…
Острие вектора, конечно, - подготовка интеллектуальных лидеров, способных стабильно, ещё раз повторю это слово - стабильно! - решать творческие проблемы. Какие это будут проблемы: создание новой машины, прогнозирование аварий, рекламная кампания или организация фирмы, в том числе успешно работающей школы, - вопрос второй. Главное ограничение: ТРИЗ - не шаманство, ТРИЗ - методика, дающая отдачу только при серьёзном овладении. А чудес, извините, профессионалы не показывают - это в любом Доме культуры лечат от сглаза, зубной боли и бесплодия одновременно…
ВОПРОС. Мне приходилось слышать многочисленные нарекания педагогов, обучавшихся на семинарах и курсах по ТРИЗу, по поводу того, что теория, мол, сама по себе полезна инженерам, но не понятно, как давать её школьникам…
И. Л. Во-первых, я отвечаю только за качество семинаров, проводимых Системой «ТРИЗ-ШАНС». Во-вторых, давайте спокойно разберёмся в проблеме. Дело в том, что, начиная с 1986 года, на территории СССР энтузиастами было организовано не менее 60 - 70 детских групп, занимающихся ТРИЗ. Практически все они - кто за месяц, кто за полгода… развалились.
Причина? Желание преподавать детям чисто инженерную дисциплину, отсутствие методичек и задачников, не владение дисциплиной. Почему, например, проблема дисциплины так существенна? Занятие творчеством возможно лишь по любви, раскрепощённо, а любая раскрепощённость, демократичность по контрасту с советской школой воспринимается детьми как вседозволенность… и потом - учиться мышлению - тяжкий труд.
Мы нашли выход - построили систему упражнений с элементами театрализации, разработали авторские курсы. […]
В то же время, как и предсказывал основатель теории Г. С. Альтшуллер, после признания ТРИЗ начинается «сенсацизация» - появление сверх-хвалебных обещаний, псевдоавторов, «жуликизация», «дуракизация» - попытка обучить несчастных школьников сугубо инженерным задачам «талмудизация» - превращение быстро развивающейся теории в догму с целью зарабатывания денег…
ВОПРОС. Но как учителю, методисту, директору школы, наконец, отличить халтурные курсы от приличных?
И. Л. Мы пользуемся несколькими контрольными вопросами - возможно, они подойдут и нашим читателям…
Если семинар идёт «вообще по ТРИЗу» - это обучение «на троечку», ибо уже устарело. Ведущие разработчики передают конкретные методики по детсадам, начальной школе, физике, биологии, литературе, ИЗО, пед.технике и т. п.
ТРИЗ-профи всегда имеют последнюю литературу по ТРИЗу, активно дают координаты других специалистов, а не «замыкают» слушателей только на себя…
Ведущие разработчики читают Авторские семинары, материалы которых ещё не опубликованы в литературе. Повторю, что именно разработчики собраны в Системе «ТРИЗ-ШАНС». Остальные, увы, нас пересказывают - с большими или меньшими искажениями. Поэтому стоит поинтересоваться - кто перед вами - участник системы или нет. Как минимум - имеет ли он наш сертификат или нет… А «дети лейтенанта Шмидта» - общекультурное явление. Тем более, если на этом можно подзаработать.
[...]
ВОПРОС. Допустим, есть халтурщики, есть конъюнктурщики, но каковы объективные недостатки ТРИЗа?
И. Л. Недостатки? Конечно, есть - как же без них. Это известная громоздкость, делающая невозможным усвоения всей теории в течение недели. Потом - идёт очень быстрое нарабатывание новых материалов - их необходимо отслеживать - иначе отстанешь, потеряешь форму. Так, ТРИЗ-профи средней руки становятся за 3-5 лет упорного труда, а не после прочтения одной книжки по ТРИЗ. К субъективным недостаткам стоит отнести стремление новичков непременно что-то упростить, а что- то просто выкинуть из курса, отрабатывавшегося годами…
Для школы же - это первая дисциплина не информационного, а именно методического, методологического уровня… Часто примешивается и субъективный фактор - неумение педагога сделать занятие по ТРИЗу ярким, театрализованным - уравновесить рациональные процедуры эмоциями. Хотя…
Хотя использование не всего арсенала ТРИЗ, а выверенных методик по конкретным школьным предметам вполне доступно за неделю-полторы… Но, повторюсь - конкретная методика, скажем, синтеза творческих задач по искусству - ещё не весь ТРИЗ.
[...]
ВОПРОС. Ваш прогноз развития ТРИЗа в школах, вузах?
И. Л. Сейчас - «предстартовая ситуация» внедрения ТРИЗа в школы и вузы (часто, увы, насильственного). Особенно быстро внедрение ТРИЗа пойдет после ознакомления с реальной эффективностью многочисленных курсов по менеджменту, маркетингу и т. п. заимствованиями, которые не отвечают на простой вопрос: а как всё-таки решать не шаблонные задачи?
Чтобы прояснить прогноз, приведу аналогию - под словом «музыкант» можно понимать выпускницу пед.училища, играющую простые песенки детсадовцам, человека, работающего в ресторане, и профессора консерватории… Да, все они «музыканты», но каков диапазон этого обозначения…
Так же и в ТРИЗ - слово одно - уровни подготовки совершенно разные.
Рассмотрим различные уровни подготовки.
Первый уровень: без претензий на глобальность - дать всем детям в школе несколько обзорных уроков по ТРИЗ, чтобы они просто знали - такое есть. Аналогия: учитель литературы не учит режиссуре, но сообщает ученикам – такая творческая профессия есть.
Второй уровень: более глубокая работа по конкретным предметам учителей, прошедших наше обучение. Как показывает практика, подобные занятия хороши для классов с углублённым изучением какого-либо предмета, факультатива.
Третий уровень (внешкольный): для тех, кто захочет и сможет, - целенаправленная подготовка профессионалов - «творческий консалтинг». И ТРИЗ - в полном объёме - нужен только этой категории обучаемых.
Более того, скажу, что подобный педагогический эксперимент был поставлен. Мы работаем со школьниками уже 8 лет. Кто-то приходил к нам, кто-то, взяв своё, уходил, кого-то не пустили родители, но костяк остался. На первом этапе мы доказали: после обучения ТРИЗ школьники способны стабильно (!) решать технические задачи, от которых отказываются взрослые специалисты; не все решения, но некоторые нам удалось даже внедрить… (Замечу - никакого входного тестирования, деления на «способных - неспособных» детей у нас не было. Интересовало одно - способен ли человек делать над собой усилия, способен он работать или нет.)
На втором этапе мы поставили задачу и доказали - при помощи преподавателя старшеклассники способны разрабатывать методические системы - см. например, изданную недавно книгу: «Приёмы рекламы. От постановки рекламной задачи до решения». Да, и говорю это спокойно, сейчас мы нормально опережаем передовые педагогические рубежи и результаты лет на 10 - 15. (Примечание И. Л. Викентьева, сделанное в 2010 году - уже понятно, что лет на 30...) Острие вектора педагогики будущего - не педагогика сотрудничества (это лишь необходимый этап), а педагогика творчества. (И вообще, развиваться полезно в сторону бесконечного, а не конечного…) Недаром с нами так хотят сотрудничать многоопытные американские вальдорфцы - после 10 - 12 лет у хорошо воспитанного и эмоционально устойчивого ребёнка идет катастрофический провал по интеллекту…
А выращивание интеллекта не на словах, а на решении проблем - наша профессия.
Вопросы задавал редактор журнала «На путях к новой школе», Марк Эпштейн.
Викентьев И.Л., Зачем школе ТРИЗ? (интервью), журнал «На путях к новой школе» (Санкт-Петербург), 1994 г., N 1.