Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Престиж

Оглавление

(2006, США)

Как гласит цирковая пословица, когда фокусники дерутся, у кроликов в шляпах уши трещат... Хотя в этой истории всё гораздо серьезнее, и человеческих трупов в ней больше, чем кроличьих.
Как гласит цирковая пословица, когда фокусники дерутся, у кроликов в шляпах уши трещат... Хотя в этой истории всё гораздо серьезнее, и человеческих трупов в ней больше, чем кроличьих.

"Престиж" - тот самый редчайший случай, когда экранизатор коверкает текст оригинальной книги, но фильм при этом не становится ни на йоту хуже. А всё потому что одноименный роман Кристофера Приста коверкал не абы кто, а его столь же талантливый, только в области кино, тёзка Кристофер Нолан (ну и еще младший брат Нолана Джонатан, с которым они на пару мастрячили сценарий). И, как результат, отличная касса и невероятные рейтинги на IMDb и Кинопоиске (и там, и там по 8,5 баллов) - мощнее они только у нолановского "Начала".
Хотя лично я испытываю к "Престижу" двойственные чувства. С одной стороны он настолько эффектно снят, что его не надоедает пересматривать, даже когда в нем не остаётся никакой интриги. Драматический накал разгорается в сюжете медленно, но неуклонно, и под конец достигает такого жара, каким не могли похвастаться все пресловутые шекспировские страсти. Антураж рубежа 19 и 20 веков тоже сработан пусть без особого размаха, но колоритно и с вниманием к мельчайшим деталям. Джекман, Бэйл, Кейн, Йоханссон, Серкис и внезапно сам Дэвид Боуи (ныне покойный) - сценический ансамбль воистину сокрушительной силы. Но вот с другой стороны введенное сюда фантастическое допущение является ничем иным, как пресловутым роялем, выкатившимся на нас из кустов с грохотом и треском. Что выглядит особенно неуместно на фоне реалистичной демонстрации остального иллюзионного искусства, которое представлено здесь в ассортименте и чьи тайны нам великодушно приоткрывают.

Уникум в роли уникума: Дэвид Боуи играет Николу Теслу. А иллюзионист Великий Дантон (Хью Джекман) только что придумал самый гениальный  фокус в своей жизни - как засунуть в рот и вынуть обратно суперлампочку.
Уникум в роли уникума: Дэвид Боуи играет Николу Теслу. А иллюзионист Великий Дантон (Хью Джекман) только что придумал самый гениальный фокус в своей жизни - как засунуть в рот и вынуть обратно суперлампочку.

Такой резкий занос в небывальщину, как по-моему, заметно принизил достоинство фильма. Ну да, в книге творилось то же самое, но там, как ни крути, фантастика присутствовала изначально. И она была вплетена в повествование более изящно, а не сваливалась на голову зрителя с багажной полки, когда локомотив сюжета набирал максимальное ускорение.
Впрочем, несмотря на габариты и вес этого рояля массовый зритель и многие критики его как будто даже не заметили. Что выглядит странновато, хотя в целом и объяснимо. Просто, когда настает время использовать этот неподобающий приём, Нолан раскочегаривает эмоции в картине до такой степени, что ерзающему на стуле зрителю некогда отвлекаться и придираться к авторам, пусть даже они поступают с ним не вполне честно. Опять-таки сужу по себе. Редко какой фильм со столь наглой рояльной подлянкой я пересматривал так много, а вот с "Престижем" этот фокус неизменно проходит.

Мало кому известно, но первую рекламу фирмы Audi делали цирковые иллюзионисты. Причем задолго до создания самой фирмы.
Мало кому известно, но первую рекламу фирмы Audi делали цирковые иллюзионисты. Причем задолго до создания самой фирмы.

Еще одна не до конца понятная мне, режиссерская эскапада: зачем Нолан позволяет нам так легко догадаться о главной профессиональной тайне героя Кристиана Бэйла? В то, что это прокол или недоработка, я не верю - будь оно так, создатели картины обнаружили бы его сразу же и быстро всё исправили. Но нет, похоже, Нолан специально заставлял своих гримеров работать вполсилы, чтобы зритель потом глядел на результат их труда и ощущал себя чертовски умным и наблюдательным. Ну еще бы, ведь он расколол этот секрет задолго до того, как сюжет выложил перед ним на стол все свои карты!..
Для чего понадобилась такая игра в поддавки, решительно непонятно. Но она не делает чести ни режиссеру, ни "догадливому" зрителю, которого этот режиссер "уважил" вот такой примитивной лестью.

***

В общем, картина, почти безупречная с одной стороны и удивительно неряшливая с другой. Что, однако, не помешало ей, как настоящему иллюзионисту, виртуозно пустить зрителю пыль в глаза. И отвлечь его внимание от своих недостатков так, что он вовсе не почувствовал себя обманутым.
Удивительный трюк, который, пожалуй, только Кристофер Нолан и мог перед нами провернуть.

Кто рискует, тот пьет шампанское. И кто не рискует, тот пьет шампанское - к примеру, я на Новый год. Короче, все пьют шампанское, когда могут себе это позволить... Странная пословица, отродясь ее не понимал.
Кто рискует, тот пьет шампанское. И кто не рискует, тот пьет шампанское - к примеру, я на Новый год. Короче, все пьют шампанское, когда могут себе это позволить... Странная пословица, отродясь ее не понимал.