(2006, США)
"Престиж" - тот самый редчайший случай, когда экранизатор коверкает текст оригинальной книги, но фильм при этом не становится ни на йоту хуже. А всё потому что одноименный роман Кристофера Приста коверкал не абы кто, а его столь же талантливый, только в области кино, тёзка Кристофер Нолан (ну и еще младший брат Нолана Джонатан, с которым они на пару мастрячили сценарий). И, как результат, отличная касса и невероятные рейтинги на IMDb и Кинопоиске (и там, и там по 8,5 баллов) - мощнее они только у нолановского "Начала".
Хотя лично я испытываю к "Престижу" двойственные чувства. С одной стороны он настолько эффектно снят, что его не надоедает пересматривать, даже когда в нем не остаётся никакой интриги. Драматический накал разгорается в сюжете медленно, но неуклонно, и под конец достигает такого жара, каким не могли похвастаться все пресловутые шекспировские страсти. Антураж рубежа 19 и 20 веков тоже сработан пусть без особого размаха, но колоритно и с вниманием к мельчайшим деталям. Джекман, Бэйл, Кейн, Йоханссон, Серкис и внезапно сам Дэвид Боуи (ныне покойный) - сценический ансамбль воистину сокрушительной силы. Но вот с другой стороны введенное сюда фантастическое допущение является ничем иным, как пресловутым роялем, выкатившимся на нас из кустов с грохотом и треском. Что выглядит особенно неуместно на фоне реалистичной демонстрации остального иллюзионного искусства, которое представлено здесь в ассортименте и чьи тайны нам великодушно приоткрывают.
Такой резкий занос в небывальщину, как по-моему, заметно принизил достоинство фильма. Ну да, в книге творилось то же самое, но там, как ни крути, фантастика присутствовала изначально. И она была вплетена в повествование более изящно, а не сваливалась на голову зрителя с багажной полки, когда локомотив сюжета набирал максимальное ускорение.
Впрочем, несмотря на габариты и вес этого рояля массовый зритель и многие критики его как будто даже не заметили. Что выглядит странновато, хотя в целом и объяснимо. Просто, когда настает время использовать этот неподобающий приём, Нолан раскочегаривает эмоции в картине до такой степени, что ерзающему на стуле зрителю некогда отвлекаться и придираться к авторам, пусть даже они поступают с ним не вполне честно. Опять-таки сужу по себе. Редко какой фильм со столь наглой рояльной подлянкой я пересматривал так много, а вот с "Престижем" этот фокус неизменно проходит.
Еще одна не до конца понятная мне, режиссерская эскапада: зачем Нолан позволяет нам так легко догадаться о главной профессиональной тайне героя Кристиана Бэйла? В то, что это прокол или недоработка, я не верю - будь оно так, создатели картины обнаружили бы его сразу же и быстро всё исправили. Но нет, похоже, Нолан специально заставлял своих гримеров работать вполсилы, чтобы зритель потом глядел на результат их труда и ощущал себя чертовски умным и наблюдательным. Ну еще бы, ведь он расколол этот секрет задолго до того, как сюжет выложил перед ним на стол все свои карты!..
Для чего понадобилась такая игра в поддавки, решительно непонятно. Но она не делает чести ни режиссеру, ни "догадливому" зрителю, которого этот режиссер "уважил" вот такой примитивной лестью.
***
В общем, картина, почти безупречная с одной стороны и удивительно неряшливая с другой. Что, однако, не помешало ей, как настоящему иллюзионисту, виртуозно пустить зрителю пыль в глаза. И отвлечь его внимание от своих недостатков так, что он вовсе не почувствовал себя обманутым.
Удивительный трюк, который, пожалуй, только Кристофер Нолан и мог перед нами провернуть.