Не секрет, что развитием и ежедневными вопросами воспитания родители задаются чаще в дошкольный период, потом начинается активное обучения ребенка в школе, и родители расслабляются, думая, что дальне все пойдет по проторенной дорожке. Не редко приходится слышать такие фразы: "Ну мы учились как-то, и он(она) выучится". В какой-то момент, а точнее, когда ребенок достигает возраста 12-13 лет, у родителя просыпается внутренняя потребность "поговорить по душам" с собственным чадом, однако чаду это уже и не нужно...
Как же найти точки соприкосновения с таким ребенком? На этот вопрос нам помогут ответить простые правила:
1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ваш ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!»
Конечно, если дело, которым он занят не влечет за собой вред его здоровью и безопасности.
2. Если ребенку трудно в каком-то деле, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому, а еще по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
3. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Пусть вас не пугают слова «снимайте с себя заботу». Речь идет о снятии мелочной заботы, затянувшейся опеки, которая просто мешает вашим сыну или дочери взрослеть. Передача им ответственности за свои дела, поступки, а затем и будущую жизнь — самая большая забота, которую вы можете проявить по отношению к ним. Это забота мудрая. Она делает ребенка более сильным и уверенным в себе, а ваши отношения — более спокойными и радостными.
4. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
Конечно, не стоит перегибать палку и разрешать ребенку то, что может нанести непоправимый вред его физическому или психическому здоровью!
5. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
Правило говорит о том, что чувства, особенно если они отрицательные и сильные, ни в коем случае не стоит держать в себе: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Обмануть такими усилиями вы никого не сможете: ни себя, ни своего ребенка, который без труда «читает» по вашей позе, жестам и интонации, выражению лица или глаз, что что-то не так. Ведь именно через эти «несловесные» сигналы передается более 90% информации о нашем внутреннем состоянии. И контролировать их очень трудно. Через некоторое время чувство, как правило, «прорывается» и выливается в резкие слова или действия.
6. Когда вы говорите своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.
7. Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
Не стоит заставлять подростка учить наизусть русско-английский словарь, лучше посмотрите фильм на иностранном языке!
8. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
Помните: бесполезно требовать от ребенка невозможного или очень трудного, к чему он еще не готов. Лучше изменить что-то вне его, в данном случае — свои ожидания. Сказанное не означает, что мы не должны «поднимать планку» для ребенка, то есть воспитывать в нем практический ум, ответственность, послушание. Напротив, это необходимо делать в любом возрасте. Только эту планку не следует ставить слишком высоко. А главное — стоит последить за своими реакциями. Знание того, что ребенок осваивает новую высоту, и осечки неизбежны, может значительно прибавить вам терпимости и позволит спокойнее относиться к его неудачам.
9. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка, особенно, если их у него нет, зато есть у вас!
Зачастую родители излишне переживают, отпуская ребенка первый раз одного в магазин, в парк с друзьями, в летний лагерь. При этом, волнение родителей только раздражает подростка, он скорее сделает "назло", чем будет соблюдать наши наставления. Чтобы избежать этого, скажите прямо о своих переживаниях (см.правило 6).
И, главное, помните: любите детей безусловно! То есть любите его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
По материалам Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"